Судья Калининградского областного суда
Корнюшенков Г.В.
при секретаре Лакман Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица - заместителя председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. - Конкиной И.В. на решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2015 года, которым постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Е. от 19 марта 2015 года, вынесенное в отношении и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 73 КоАП Калининградской области и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей - изменено, размер назначенного штрафа снижен до 10000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба Конкиной И.В. в интересах Кондратьева Ю.Л. - без удовлетворения.
Заслушав объяснения защитника должностного лица - заместителя председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. - Конкиной И.В., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Е. от 19 марта 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьев Ю.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 73 КоАП Калининградской области. Ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Указанное постановление обжаловано защитником должностного лица - заместителя председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. - Конкиной И.В. в суд.
Судьей вынесено изложенное выше решение.
В жалобе на указанное решение, поданной защитником должностного лица - заместителя председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. - Конкиной И.В. содержится просьба решение судьи и постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование указывается, что земельные участки на которых выявлены свалки отходов и мусора, находясь в собственности граждан и юридических лиц, не входят в зону ответственности комитета городского хозяйства. У комитета городского хозяйства отсутствуют правовые основания для включения указанных территорий в муниципальные контракты на уборку территории города и оплату данных работ за счет средств бюджета. При вынесении постановления и решения суда не учтено, что в обязанности органа местного самоуправления, а соответственно Кондратьева Ю.Л., как должностного лица, не входит непосредственное выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в городе. Разработав Правила уборки и содержания территории городского округа "Город Калининград", которыми за всеми территориями города закреплены ответственные лица, обеспечив заключение и финансирование муниципальных контрактов, наделив необходимыми полномочиями МКУ "Калининградская служба заказчика", комитет городского хозяйства и его руководитель приняли предусмотренные законом меры к организации ликвидации несанкционированных свалок, а также деятельности по благоустройству территории города. Отсутствуют надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что именно Кондратьев Ю.Л. должен обеспечивать надлежащее санитарное состояние территорий, указанных в постановлении, при наличии иных лиц (собственников), ответственных за их уборку.
В судебном заседании защитник должностного лица - заместителя председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. - Конкина И.В. также сослалась на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 года, которым положения части 1 статьи 73 КоАП Калининградской области признаны недействующими, как на основание прекращения производства по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ведущим консультантом Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Е. 11 марта 2015 года в отношении и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. составлен протокол об административном правонарушении N, которым 28 февраля 2015 года в 10 час. 31 мин. установлено, что в г. Калининграде по ул. Киевской, 97, ул. Каштановая Аллея за д.1-3, ул. Киевской 103, 56 и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьев Ю.Л не принял должных мер по организации уборки, сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории городского округа "Город Калининград", в результате чего по вышеуказанным адресам образовались многочисленные свалки отходов и мусора.
Постановлением ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Е. от 19 марта 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьев Ю.Л. за нарушение требований п.п. 3.6.1, 3.6.3, 3.6.3.7, 3.6.7 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окруженного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 г. N 346, привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 73 КоАП Калининградской области.
Признавая Кондратьева Ю.Л. виновным в невыполнении требований указанных выше Правил, Административно-техническая инспекция (Служба) Калининградской области и судья районного суда исходили из того, что его вина подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении N от 11.03.2015 г.; фототаблицами; распоряжением N от 02.02.2015 г. в соответствии с которым на Кондратьева Ю.Л. с 29.01.2015 г. возложено исполнение обязанностей председателя комитета городского хозяйства Администрации ГО "Город Калининград"; должностной инструкцией председателя комитета городского хозяйства Администрации ГО "Город Калининград"; положением о комитете городского хозяйства ГО "Город Калининград".
Вопреки доводам жалобы, исходя из материалов дела, вывод о правомерности привлечения Кондратьева Ю.Л. как должностного лица, ответственного в период события административного правонарушения за организацию сбора, вывоза, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории ГО "Город Калининград", организацию контроля исполнения на территории городского округа "Город Калининград" правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", к административной ответственности является обоснованным.
В силу пунктов 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
При этом факт нахождения указанных в постановлении Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области земельных участков в собственности граждан и юридических лиц, вопреки доводам жалобы, не освобождает комитет городского хозяйства администрации ГО "Город Калининград" и и.о. его председателя Кондратьева Ю.Л. от исполнения возложенных на них функций и полномочий по организации мероприятий, направленных на недопущение образования несанкционированных свалок и их устранению, а также по осуществлению контроля исполнения правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Вместе с тем, с квалификацией его действий по ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях нельзя согласиться по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) была предусмотрена ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.
Вместе с тем, из примечания к ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) следует, что предусмотренные настоящей статьей меры административной ответственности не применяются к правоотношениям, урегулированным федеральным законодательством в сфере экологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных требований, а также правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 71-АПГ15-3 части 1, 2, 3, 5 статьи 73 Закона Калининградской области от 12 мая 2008 года N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 года N 300 признаны недействующими. Свое решение о признании недействующими положений ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях Верховный Суд РФ мотивировал именно тем обстоятельством, что правовое регулирование по данному вопросу уже существует на федеральном уровне и административная ответственность за нарушение соответствующих запретов и неисполнение обязанностей для граждан и юридических лиц предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, ст. 8.2 КоАП РФ), а установление административной ответственности региональным законом за аналогичные правонарушения создает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях, порождая правовую неопределенность.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями чч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора России от 10 апреля 2007 года N 0100/36-37-07-32 на территории Российской Федерации действуют Санитарные правила содержания территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест - общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых гражданских зданий, утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, в том числе уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Установленное образование несанкционированных свалок отходов и мусора, невыполнение работ по уборке указывают на нарушение санитарных, экологических и иных требований, предъявляемых к накоплению, использованию, транспортированию, утилизации отходов.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Таким образом, правила и нормы, предъявляемые к организации уборки и содержанию территорий, в том числе к сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в границах муниципальных образований, обстоятельно урегулированы обозначенными выше Федеральными законами и нормативными актами, соблюдение которых обеспечивается административной ответственностью, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и исходя из установленных по делу обстоятельств, действия и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. подпадают под диспозицию ст. 8.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, довод защитника Кондратьева Ю.Л. - Конкиной И.В. о том, что в связи с признанием Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 года недействующей части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении в отношении Кондратьева Ю.Л. подлежит прекращению - несостоятелен, поскольку в силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению лишь в случае отмены закона, установившего административную ответственность. Между тем административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления законодательно не устранена.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о необходимости назначения должностному лицу - и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьеву Ю.Л. минимального наказания в пределах санкции ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
При таких обстоятельствах переквалификация действий и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьева Ю.Л. с ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласуется с положениями пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Е. от 19 марта 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N, решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2015 года подлежат изменению путем переквалификации совершенного и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьевым Ю.Л. деяния с ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Е. от 19 марта 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N, решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2015 года изменить: переквалифицировать совершенное и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" Кондратьевым Ю.Л. деяние с ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда Г.В. Корнюшенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.