Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Козиной Н.М., Скрябиной СВ.
при секретаре Егоровой О.И.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Чесменского района Челябинской области на решение Чесменского районного суда Челябинской области от 09 июня 2015 года по иску прокурора Чесменского района Челябинской области, действующего в интересах Байгаскиной К.М., к Министерству социальных отношений Челябинской области, Муниципальному управлению социальной защиты населения Чесменского муниципального района, к Областному государственному казенному учреждению Государственному учреждению Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о взыскании денежной компенсации за техническое средство реабилитации.
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, выслушав прокурора Минкину Л.В., не поддержавшую апелляционное представление, представителя ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области Богданову А.В., возражавшую против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чесменского района Челябинской области, действующий в интересах Байгаскиной К.М., обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее МСО Челябинской области), Муниципальному управлению социальной защиты населения Чесменского муниципального района (далее МУСЗН Чесменского муниципального района), ГУ Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" (далее ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс") о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - *** в сумме ***руб.
В обоснование исковых требований указал, что Байгаскина К.М. является ***по общему заболеванию, бессрочно. В соответствии с выпиской из медицинской карты больного от 28 сентября
2012 года Байгаскиной К.М. показано тотальное *** и рекомендовано оформить документы на протезирование. Министерством здравоохранения Челябинской области Байгаскина К.М. поставлена в реестр ожидания на проведение ***. Оперативное лечение (***) за счет бюджетных средств не проводилось. Байгаскина К.М. за счет собственных денежных средств приобрела ***, стоимостью ***руб. 04 июня 2014 года истице проведена операция. В августе 2014 года Байгаскина К.М. обратилась в МУСЗН Чесменского муниципального района с заявлением о выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - ***. Однако в выплате компенсации ей было отказано. Считает, что Байгаскина К.М. имеет право на возмещение понесенных расходов, поскольку её нуждаемость в *** подтверждена медицинскими документами, операция была необходима для обеспечения её жизнедеятельности.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Челябинской области, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области" (далее ФКУ "ГБМСЭ по Челябинской области").
В суде первой инстанции прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований.
Истец Байгаскина К.М. в суде первой инстанции участия не принимала.
Представитель ответчика МСО Челябинской области в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что основанием для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации является индивидуальная программа реабилитации, которая предусматривает данный вид помощи. Индивидуальной программой реабилитации инвалида Байгаскиной К.М. от 07 октября 2008 года не предусмотрено предоставление технического средства реабилитации в виде ***. Изменения и дополнения в индивидуальную программу реабилитации не вносились, в связи с чем оснований для выплаты денежной компенсации не имеется.
Представитель ответчика ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что Байгаскина К.М. с заявлением о необходимости ******в Центр инвалидов "Импульс" не обращалась, соответствующих документов не представляла, на учете не состоит.
Считает, что выплата компенсации Байгаскиной К.М. повлечет нарушение прав других инвалидов, которые обратились ранее и ожидают очереди на протезирование в установленном порядке.
Представитель третьего лица ФКУ "ГБМСЭ по Челябинской области" в суде первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что 07 октября 2008 года Байгаскиной К.М. было рекомендовано техническое средство реабилитации - трость опорная, состояние её здоровья было стабильное, оснований для назначения ******не имелось.
Представитель ответчика МУСЗН Чесменского муниципального района, представитель третьего лица Министерства здравоохранения Челябинской области в суде первой инстанции участия не принимали.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять новое решение, выражает несогласие с выводами суда об отсутствии у Байгаскиной К.М. права на получение денежной компенсации по причине того, что техническое средство реабилитации - *** не предусмотрено индивидуальной программой реабилитации инвалида. Считает, что отсутствие в индивидуальной программе инвалида Байгаскиной К.М. технического средства реабилитации не может служить основанием для отказа в выплате компенсации за его приобретение, поскольку нуждаемость истицы в *** подтверждена медицинскими документами, операция была необходима для обеспечения её жизнедеятельности, а Байгаскиной К.М. не было разъяснено право обращения за оказанием социальной помощи. Указывает на то, что 01 июня 2015 года истцу разработана новая индивидуальная программа реабилитации, в которой предусмотрено ***
В возражения на апелляционное представление представитель третьего лица ФКУ "ГБМСЭ по Челябинской области" просит оставить апелляционное представление без удовлетворения, ссылаясь не отсутствие оснований для отмены решения суда.
Истец Байгаскина К.М., представители ответчиков ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" и МУСЗН Чесменского муниципального района, представители третьих лиц ФКУ "ГБМСЭ по Челябинской области" и Министерства здравоохранения Челябинской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причины неявки в суд апелляционной инстанции не представили, в связи с чем на основании ст.ст. 167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает
возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Байгаскина К.М. является ***по общему заболеванию, бессрочно (т.1 л.д. 14-15).
07 октября 2008 года филиалом N 20 ГБ МСЭ разработана индивидуальная программа реабилитации***Байгаскиной К.М. на срок до 01 ноября 2009 года, в которой в перечне технических средств реабилитации указана трость опорная с УПС (1 шт.). Дата очередного освидетельствования установлена 07 октября 2009 года (т.1 л.д. 10-14). Сведения о нуждаемости Багайскиной К.М. в *** в индивидуальной программе реабилитации отсутствуют.
07 октября 2009 года Байгаскина К.М. на очередное освидетельствование не явилась.
В период с 01.11.2009 г. до 01.06.2015 г. медико-социальная экспертиза истцу не проводилась, индивидуальная программа реабилитации не оформлялась. С заявлением о проведении ***в порядке оказания социальной помощи Байгаскина К.М. в ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" не обращалась.
11 октября 2012 года Байгаскина К.М. поставлена на учет на предоставление высокотехнологичной медицинской помощи под N3100.
04 июня 2014 года истице проведена операция - *** на основании договора возмездного оказания медицинских услуг N 7975/149 от 03.06.2014 г., заключенного Байгаскиной К.М. с ЗАО "Здоровье" (т.1 л.д.23-24).
Стоимость оказанной медицинской услуги составила ***руб., в том числе стоимость операции по ***ированию - ***руб., стоимость сопутствующего медицинского исследования и лечения - ***руб. (т.1 л.д. 20,21, 139).
15 октября 2014 года Байгаскина К.М. обратилась в ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" с заявлением о компенсации расходов, понесенных на приобретение технического средства реабилитации, в размере ***руб. В возмещении данных расходов истцу было отказано.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что нуждаемость Байгаскиной К.М. в *** левого коленного сустава не подтверждена индивидуальной программой реабилитации инвалида, а истцом не соблюден заявительный порядок обращения за оказанием социальной помощи, в связи с чем пришел к выводу о том, что у Байгаскиной К.М. отсутствует право на получение денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводом суда, поскольку они соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются исследованным при рассмотрении дела доказательствами, правовая оценка которым дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, основаны на правильном применении норма материального права.
Доводы апелляционного представления о том, что отсутствие в индивидуальной программе инвалида Байгаскиной К.М. технического средства реабилитации не может служить основанием для отказа в возмещении ей расходов, понесенных на его приобретение, судебная коллегия считает несостоятельными.
ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995, определяя государственную политику в области социальной защиты инвалидов, гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10).
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами регламентирован Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N240, которые предусматривают, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ (п.2 Правил).
Из содержания п.4 Правил следует, что предоставление технического средства (изделия) осуществляется уполномоченным органом на основании заявления инвалида, а также программы реабилитации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N81-ФЗ от 24.11.1995 г.).
Согласно ч.б ст. 11 вышеуказанного закона, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, разработан и утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 г.N57н.
Из содержания п.5,7 Порядка следует, что выплата компенсации и определение её" размера осуществляется на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги.
В соответствии со ст.ст.1,8 ФЗ от 24.11.1995 г. N181-ФЗ установление инвалидности и разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, осуществление медико-социальной экспертизы, возложена на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
В силу ст.7 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Во исполнение положений названного Федерального закона Правительством РФ принято Постановление N 95 от 20.02.2006 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", которым утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила), а Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ N 379н от 04.08.2008, которым утвержден Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее - Порядок).
Так, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных (п. 2 Правил и п. 4 Порядка).
Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий (п. 16 Правил в редакции, действующей до 11.08.2015 г.).
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации (п. 34, 36 Правил, п. 7, 10 Порядка).
Пунктом 1 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 379н от 04.08.2008, предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от
30.12.2005, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, обеспечение инвалида конкретным техническим средством, равно как и компенсация в размере стоимости технического средства осуществляется исключительно в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации.
Инвалид, который самостоятельно приобрел соответствующее средство или оплатил услугу за собственный счет, имеет право на компенсацию в размере стоимости технического средства реабилитации или услуги. Отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных её частей освобождает органы и организации от ответственности за её исполнение. При этом свое право на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно, инвалид не приобретает (ст. 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Установив, что индивидуальная программа реабилитации инвалида от 07 октября 2008 года не предусматривает такое техническое средство реабилитации как *** и не подтверждает нуждаемость истца в проведении мероприятий медицинской реабилитации в виде ***, за разработкой новой индивидуальной программы реабилитации***после 01 ноября 2009 года Байгаскина К.М. не обращалась, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица отказалась от разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и утратила право на получение компенсации в размере стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации.
То обстоятельство, что нуждаемость Байгаскиной К.М. в *** подтверждена медицинскими документами не порождает у ответчика безусловной обязанности по проведению реабилитационных мероприятий, поскольку реализация установленного законом права на получение социальной помощи должна осуществляться инвалидом в порядке, предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами. При этом компенсация расходов, понесенных на
приобретение технических средств реабилитации, осуществляется уполномоченным органом только в том случае, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что инвалид нуждается в соответствии с программой реабилитации в указанном виде помощи.
Утверждения прокурора в апелляционном представлении о том, что Байгаскиной К.М. не был разъяснен срок действия индивидуальной программы реабилитации инвалида от 07 октября 2008 года, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку в тексте самой программы содержаться сведения о сроке её действия, о дате контрольной явки на медико-социальную экспертизу.
Довод апелляционного представления о том, что 01 июня 2015 года истцу разработана индивидуальная программа, в соответствии с которой мероприятие по ***ированию правого коленного сустава включено, не имеет правового значения при рассмотрении возникшего между сторонами спора.
При разрешении настоящего спора судом полно и всесторонне исследованы существенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Нормы материального права, регулирующие отношения сторон, применены правильно, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чесменского районного суда Челябинской области от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Чесменского района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.