Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.,
судей Галимовой P.M., Жуковой Н.А.,
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 сентября 2015 года гражданское дело по иску Чернаковой Т.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости с апелляционной жалобой Чернаковой Т.Д. на решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 09 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Чернаковой Т.Д., представителя истца Юриной Е.В., возражения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска Карсаковой Н.М. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернакова Т.Д. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска (далее - ГУ УПФР в Ленинском районе) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии N 187758/14 от 31 марта 2014 года, о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 03 марта 1986 года по 15 октября 1987 года в должности ****, периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 14 апреля 1988 года по 04 сентября 1988 года, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 05 сентября 1988 года по 01 декабря 1989 года; в календарном исчислении периодов работы с 31 марта 2003 года по 14 октября 2006 года в должности ****, с 16 октября 2006 года по 21 марта 2008 года в должности ****, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 17 мая 1993 года по 11 июня 1993 года, с 25 апреля 1994 года по 06 мая 1994 года, с 07 декабря 1998
года по 25 декабря 1998 года, с 25 августа 2003 года по 12 сентября 2003 года, с 21 января 2008 года по 08 февраля 2008 года, донорских дней с 18 февраля 1994 года по 21 февраля 1994 года; о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 24 марта 2014 года.
В обоснование иска истец указала, что в спорный период 03 марта 1986 года по 15 октября 1987 года фактически осуществляла работу в должности ****, должность **** относится к среднему медицинскому персоналу и предусмотрена Списком от 06 сентября 1991 года N 464. Периоды нахождения на больничном листе по беременности и в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку больничный лист по беременности и родам является пособием по временной нетрудоспособности, а период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в соответствии с ранее действующим законодательством подлежал зачету в специальный стаж в том же порядке как работа, в период которой предоставлен указанный отпуск. В спорные периоды работы в должности **** и **** осуществляла медицинскую деятельность. При этом организационно-правовая форма собственности медицинских учреждений не влияла на её должностные обязанности. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в донорские дни за ней сохранялось место работы и выплачивалась заработная плата в среднем размере.
Решением суда исковые требования Чернаковой Т.Д. к ГУ УПФР в Ленинском районе удовлетворены частично: на ГУ УПФР в Ленинском районе города Челябинска возложена обязанность включить в специальный стаж Чернаковой Т.Д. в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца) период работы с 03 марта 1986 года по 15 октября 1987 года в должности ****; в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев): период нахождения в отпуске по беременности и родам в связи с рождением ребенка с 14 апреля 1988 года по 04 сентября 1988 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 05 сентября 1988 года по 01 декабря 1989 года; в календарном исчислении: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка с 17 мая 1993 года по 11 июня 1993 года, с 25 апреля 1994 года по 06 мая 1994 года, с 07 декабря 1998 года по 25 декабря 1998 года, периода предоставления донорских дней с 18 февраля 1994 года по 21 февраля 1994 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Чернакова Т.Д. просит об отмене решения суда в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности ****
**** в связи с нарушением норм материального права. Считает, что термин учреждение здравоохранения не указывает на организационно-правовую форму организации, а подлежит расширительному толкованию и применим ко всем субъектам здравоохранения; основной целью деятельности **** является охрана здоровья населения, а не извлечение прибыли; пунктом 6 Правил от 29 октября 2002 года N 781 среди структурных подразделений организаций предусмотрена поликлиника, каковой фактически является Лечебно-диагностический центр; 16 июня 2014 года **** переименовано в ****, при этом основные цели, задачи, профиль деятельности структурного подразделения, функциональные обязанности **** не изменились.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ГУ УПФР в Ленинском районе выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, одновременно не соглашаясь с решением суда в целом.
Исходя из принципа диспозитивности при рассмотрении дела в апелляционном порядке суд должен проверить обжалуемое судебное постановление в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку в возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФР в Ленинском районе выражает свое несогласие с решением суда, судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы, проверить законность решения суда в полном объеме.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления которого в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии
с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
На момент обращения истицы в ГУ УПФР в Ленинском районе г.Челябинска действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 7 которого предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В стаж, дающий право на пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды работы до 01 октября 1993 года засчитываются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 , за период с 01 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года засчитываются - в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР" от 6 сентября 1991 г. N 464; периоды работы с 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066; периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, а также Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Чернакова Т.Д. была принята на должность **** 03 марта 1986 года, где работала до 15 октября 1987 года, с 27 октября 1987 года по 01 декабря 1989 года работала ****, с 01 декабря 1989 года по 03 ноября 1994 года работала ****, с 08 ноября 1994 года по 17 ноября 1995 года - ****, с 18 ноября 1995 года по 28 марта 2003 года - ****, с 31 марта 2003 года по 14 октября 2006 года - ****, с 16 октября 2006 года по 21 марта 2008 года -****, с 24 марта 2008 года по 27 января 2014 года - ****, с 26 января 2014 года по настоящее время
работает **** (л.д.37-42).
Как следует из уточняющей справки N 69 от 14 декабря 2011 года (л.д.74), Чернакова Т.Д. находилась на больничном листе по беременности и родам с 14 апреля 1988 года по 04 сентября 1988 года, в частично-оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1 года с 05 сентября 1988 года по 11 июля 1989 года, в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1,5 лет с 12 июля 1989 года по 01 декабря 1989 года (ребенок 11 июля 1988 года рождения).
24 марта 2014 года Чернакова Т.Д. обратилась с заявлением в ГУ УПФР в Ленинском районе города Челябинска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д.115-117).
31 марта 2014 года решением ответчика за N 187758/14 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности (л.д.12).
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 372 от 31 марта 2014 года (л.д.13-17), в специальный стаж Чернаковой Т.Д. не были включены следующие периоды: с 03 марта 1986 года по 15 октября 1987 года в должности **** в льготном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 17 мая 1993 года по 11 июня 1993 года, с 25 апреля 1994 года по 06 мая 1994 года, с 07 декабря 1998 года по 25 декабря 1998 года; период предоставления донорских дней с 18 февраля 1994 года по 21 февраля 1994 года; с 31 марта 2003 года по 14 октября 2006 года в должности ****, с 16 октября 2006 года по 21 марта 2008 года в должности ****.
Период нахождения на больничном листе по беременности и родам в связи с рождением ребенка с 14 апреля 1988 года по 04 сентября 1988 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 05 сентября 1988 года по 01 декабря 1989 года включен в специальный стаж в календарном исчислении.
Продолжительность специального стажа истицы составила 24 года 1 месяц 23 дня.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Чернаковой Т.Д. периодов работы в должности **** с 31 марта 2003 года по 14 октября 2006 года, в должности **** с 16 октября 2006 года по 21 марта 2008 года, в том числе и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 августа 2003 года по 12 сентября 2003 года, с 21 января 2008 года по 08 февраля 2008 года, суд первой инстанции исходил из того, что указанные организации по своей организационно-правовой форме не относятся к учреждениям и при рассмотрении возникшего спора не подтверждено, что они являлись структурными подразделениями, перечисленными в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Указанные выводы основаны на законе, соответствует фактическим обстоятельствам дела, поэтому являются правильными.
Решение в части отказа во включении в специальный стаж периода работы Чернаковой Т.Д. в должности **** с 31 марта 2003 года по 14 октября 2006 года сторонами не обжалуется.
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства "общество" и "учреждение" являются организациями, имеющими различную организационно-правовую форму.
Из материалов дела следует, что ****, в котором в спорный период работала истец, является коммерческой организацией, какими-либо признаками, присущими учреждению,
созданному в порядке ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, данное юридическое лицо не обладает.
Согласно Уставу (л.д.136-163) предметом деятельности Общества является удовлетворение потребности населения в квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Целью создания Общества является охрана здоровья путем оказания диагностической, лечебной, консультативной помощи населению. На основании п. 4.3. Устава Общество вправе осуществлять любые виды медицинской, образовательной деятельности и иной деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Помимо основных видов деятельности Общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и оказывать платные услуги. Лечебно-диагностический центр является структурным подразделением ****, целями и задачами которого являются: оказание квалифицированной консультативно-диагностической, лечебной и профилактической, амбулаторно-поликлинической помощи населению, применение безопасных, экономически эффективных методов диагностики.
На основании приказа N **** от 16 июня 2014 года подразделение **** реорганизован в **** (л.д.198).
Как следует из ответа **** на запрос суда, общество договоров с ФОМС не заключало и медицинскую помощь по программам обязательного медицинского страхования не оказывало. Медицинские услуги **** оказывает на основании договоров со страховыми компаниями по программам добровольного медицинского страхования и на основании договоров оказания платных медицинских услуг (л.д.215).
Таким образом, согласно Уставу **** названная организация изначально была создана в организационно-правовой форме - закрытое акционерное общество, относится к числу хозяйственных обществ (коммерческих организаций) и имеют своей целью извлечение прибыли.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона
N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Вместе с тем, истец таких доказательств не представила, поэтому решение суда в части отказа в удовлетворении требований о включении в календарном исчислении в специальный трудовой стаж периодов работы в **** является обоснованным.
Несостоятельными и подлежащими отклонению судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о том, что **** является медицинской организацией, а право на льготное пенсионное обеспечение не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы учреждения здравоохранения.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий,
установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-0 от 18 июня 2004 года.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", для оценки пенсионных прав "организационно-правовая форма" юридического лица является юридически значимым обстоятельством.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Однако, доказательств того, что ****являлось ранее учреждением здравоохранения и изменило организационно-правовую форму в спорный период, материалы дела не содержат.
Лечебно-диагностический центр не относится к структурным подразделениям организации, предусмотренным пунктом 6 Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, что не дает возможности применения пункта 6 Правил при определении права на досрочное пенсионное обеспечение (л.д. 115-116, 155 том 1).
Из выписки из индивидуального лицевого счета истицы следует, что представленные работодателем **** сведения за спорный период работы не содержат основания (кода) для досрочного пенсионного обеспечения, работодателем не подтверждено право истца на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью (л.д. 101-109).
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что после переименования **** в ****, что соответствует Списку, основные цели, задачи, профиль деятельности структурного подразделения, функциональные обязанности **** не изменились, как несостоятельные, поскольку, как следует из текста решения, функциональные обязанности, исполняемые истицей в должности ****, не ставились в зависимость от Списков, так как **** предусмотрены как действовавшим, так и действующим законодательством, в решении речь идет о несоответствии наименований организаций, в которых работала истица вышеупомянутым Спискам.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для включения в специальный стаж истицы периодов работы в должности **** с 31 марта 2003 года по 14 октября 2006 года, в должности **** с 16 октября 2006 года по 21 марта 2008 года, в том числе и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 августа 2003 года по 12 сентября 2003 года, с 21 января 2008 года по 08 февраля 2008 года.
Включая в специальный стаж Чернаковой Т.Д. в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца) период работы с 03 марта 1986 года по 15 октября 1987 года в должности ****, суд первой инстанции руководствовался Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, совместным информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625, и исходил из того, что Чернакова Т.Д.
в указанный период осуществляла лечебную деятельность в должности **** в сельской местности.
Указанные выводы основаны на законе, соответствует фактическим обстоятельствам дела, поэтому являются правильными.
Из совместного информационного письма Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625 следует, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 01 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения от 15 октября 1999 года N377 указана должность "фельдшер", отнесенная к среднему медицинскому персоналу. В Номенклатуре учреждений здравоохранения от 03.11.1999г. N 395 предусмотрена "участковая больница".
Как следует из копий карточек-справок по выдаче заработной платы за 1986 и 1987 годы, а также выписок из приказов N **** от 04 марта 1986 года, N **** от 19 марта 1986 года, истица принята на должность **** с 03 марта 1986 года с доплатой за заведование, с этого же момента истице разрешено совместительство на 0,5 ставки **** (л.д.68,121,122,123).
В справке о реорганизации предприятия N1046 от 16 сентября 2009 года указано, что **** является филиалом **** с 1970 года, которая, в свою очередь, относится к сельской местности (л.д.71).
Пунктом 2 Списков N 464 установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производится в следующем порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Поскольку должность **** отнесена к среднему медицинскому персоналу и предусмотрена Списком от 06 сентября 1991 года N464, при этом указанным Списком не предусмотрено в качестве обязательного условия выполнение работы на полную ставку, **** относится к сельской местности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости включения в специальный стаж Чернаковой Т.Д. в льготном исчислении (один год работы за один год и 3 месяца) периода работы с 03 марта 1986 года по 15 октября 1987 года в должности ****.
Включая в специальный стаж Чернаковой Т.Д. в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) периода нахождения на больничном листе по беременности и родам в связи с рождением ребенка с 14 апреля 1988 года по 04 сентября 1988 года, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 05 сентября 1988 года по 01 декабря 1989 года, суд первой инстанции исходил из того, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевший место до 06 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, и на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
Указанные выводы основаны на законе, соответствует фактическим обстоятельствам дела, поэтому являются правильными.
Согласно трудовой книжки Чернакова Т.Д. в период с 27 октября 1987 года по 01 декабря 1989 года работала в должности ****. Указанный период зачтен истице в специальный стаж в льготном исчислении (один год за один год шесть месяцев). При этом, периоды нахождения на больничном листе по беременности и родам в связи с рождением ребенка с 14 апреля 1988 года по 04 сентября 1988 года и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 05 сентября 1988 года по 01 декабря 1989 года включены в специальный стаж Чернаковой Т.Д. в календарном исчислении.
Порядок подсчета специального стажа определен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516. Пунктом 5 указанных Правил, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и
иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, а потому необходимо включать в специальный стаж, при этом на указанный период распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" был установлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно разъяснениям, данным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно действовавшему в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Поскольку период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 06 октября 1992 года, включается в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа во включении в специальный стаж истицы периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет.
Включая в специальный стаж Чернаковой Т.Д. в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17 мая 1993 года по 11 июня 1993 года, с 25 апреля 1994 года по 06 мая 1994 года, с 07 декабря 1998 года по 25 декабря 1998 года, периода предоставления донорских дней с 18 февраля 1994 года по 21 февраля 1994 года, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 187 Трудового кодекса РФ, обоснованно исходил из того, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием работы, при направлении истицы на курсы за ней сохранялась заработная плата и место работы; в дни отдыха за сдачу крови (донорские дни) за истицей сохранялось место работы, производились выплата средней заработной платы, необходимые отчисления в Пенсионный фонд.
Указанные выводы основаны на законе, соответствует фактическим обстоятельствам дела, поэтому являются правильными.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и, средняя заработная плата по основному месту работы. При этом с сохраненной заработной платы за работником работодатель обязан произвести отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктами 4, 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Исходя из приведенных норм права, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно уточняющим справкам N 25 от 18 апреля 2013 года, N 81 от 22 января 2011 года, копий приказов N **** от 11 мая 1993 года, N **** от 23 апреля 1994 года, истица, работая с 01 декабря 1989 года по 03 ноября 1994 года в должности **** и с 18 ноября 1995 года по 28 марта 2003 года в должности ****, находилась на курсах усовершенствования с 17 мая 1993 года по 11 июня 1993 года, с 25 апреля 1994 года по 06 мая 1994 года, с 07 декабря 1998 года по 25 декабря 1998 года с сохранением среднего заработка (л.д.75-78,125,129).
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа во включении в специальный стаж Чернаковой Т.Д. в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 17 мая 1993 года по 11 июня 1993 года, с 25 апреля 1994 года по 06 мая 1994 года, с 07 декабря 1998 года по 25 декабря 1998 года.
В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В период с 18 февраля 1994 года по 21 февраля 1994 года истице предоставлялись дни отдыха за сдачу крови (донорские дни), в указанные периоды за ней сохранялись рабочее место и должность, выплачивался средний заработок, что подтверждается уточняющей справкой N 25 от 18 апреля 2013 года, копией приказа N **** от 22 февраля 1994 года (л.д.75,127-128).
Так как в дни отдыха за сдачу крови (донорские дни) за истицей сохранялось место работы, производились выплата средней заработной платы, необходимые отчисления в Пенсионный фонд, то суд первой инстанции обоснованно включил данный период в специальный стаж истцы.
Поскольку суд первой инстанции с учетом изложенных обстоятельств правильно определил периоды, подлежащие включению в специальный стаж Чернаковой Т.Д., правильно установил продолжительность специального стажа истицы 27 лет 1 месяц 25 дней, что менее требуемой продолжительности специального стажа 30 лет, основания для назначения досрочной трудовой пенсии с 24 марта 2014 года, у суда отсутствовали.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернаковой Т.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.