Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Положение о Российской системе калибровки

Приложение

 

Положение
о Российской системе калибровки

 

Настоящий документ устанавливает основные положения по организации, структуре, функциям Российской системы калибровки, права и обязанности добровольно входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности.

Настоящий документ распространяется на метрологические службы юридических лиц, аккредитованные в Российской системе калибровки, на аккредитующие органы в Российской системе калибровки и на другие органы и организации, входящие в Российскую систему калибровки.

Настоящий документ учитывает основные положения следующих документов:

Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений";

Положение о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1994 г. N 825;

Положение о государственных научных метрологических центрах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100;

Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.12.95 г. N 95 и зарегистрированный Минюстом России 27.02.96 г. под N 1037.

 

1. Определения

 

В настоящем документе применяют следующие термины с соответствующими определениями.

1.1. Система калибровки - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и действующих на основе установленных требований к организации и проведению калибровочных работ.

ГАРАНТ:

См. Требования к выполнению калибровочных работ, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 г. N 17

 

1.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

1.3. Аккредитующий орган - орган, осуществляющий аккредитацию метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ.

 

2. Предмет деятельности

 

Основным предметом деятельности Российской системы калибровки (РСК) являются:

2.1. Регистрация аккредитующих органов.

2.2. Аккредитация метрологических служб юридических лиц (далее - метрологических служб) на право проведения калибровочных работ.

2.3. Калибровка средств измерений.

2.4. Установление основных принципов и правил РСК, организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности РСК.

2.5. Инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к проведению калибровочных работ.

 

3. Организационная структура

 

3.1. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), государственные научные метрологические центры, органы Государственной метрологической службы, метрологические службы государственных органов управления, аккредитованные метрологические службы юридических лиц в совокупности образуют Российскую систему калибровки, выполняющую свои функции и следующую правилам, устанавливаемым настоящим документом.

3.2. В организационную структуру РСК (приложение 1) входят:

Центральный орган РСК, Совет РСК, Научно-методический центр РСК, аккредитующие органы РСК, метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на право проведения калибровочных работ.

3.2.1. Центральный орган РСК и Научно-методический центр РСК назначаются Госстандартом России.

3.2.2. Государственные научные метрологические центры, органы Государственной метрологической службы и метрологические службы юридических лиц, способные выполнять соответствующие функции, регистрируются в Российской системе калибровки в качестве аккредитующих органов РСК по их заявкам.

3.2.3. Центральный орган образует Совет РСК.

Совет РСК формируется из числа руководителей метрологических служб государственных органов управления, руководителей аккредитующих органов, руководителей аккредитованных метрологических служб юридических лиц, представителей отраслей народного хозяйства и предприятий, научно-исследовательских институтов и объединений, государственных научных метрологических центров, органов Государственной метрологической службы, а также других заинтересованных в РСК обществ и объединений. Председатель Совета РСК избирается на 3 года членами Совета открытым голосованием на общем собрании.

Совет РСК созывается по инициативе Центрального органа РСК не реже одного раза в год или по инициативе не менее 1/3 ее состава для разрешения срочных вопросов, касающихся деятельности Российской системы калибровки.

 

4. Функции

 

4.1. Центральный орган РСК, Совет РСК, Научно-методический центр РСК

4.1.1. Центральный орган РСК, координирующий деятельность субъектов РСК, осуществляет следующие функции:

- устанавливает основные принципы, правила РСК;

- принимает решения о регистрации аккредитующих органов;

- осуществляет контроль за деятельностью аккредитующих органов;

- рассматривает апелляции по результатам аккредитации;

- взаимодействует с калибровочными службами других стран и с международными калибровочными союзами, принимает решения о присоединении к международным калибровочным союзам и соглашениям по калибровке;

- организовывает ведение Реестра РСК.

4.1.2. Совет РСК осуществляет следующие функции:

- формирует предложения по основным принципам и правилам функционирования РСК;

- разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности РСК;

- рассматривает проекты нормативных актов в области калибровки, готовит предложения об утверждении или внесении изменений и дополнений в нормативные документы, регламентирующие деятельность РСК;

- определяет основные направления в проведении исследований в области калибровки;

- рассматривает и определяет направления международного сотрудничества в области калибровки;

- рассматривает экономические и финансовые аспекты в работе РСК.

4.1.3. К основным функциям Научно-методического центра РСК относятся:

- разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране;

- регистрация и ведение Реестра РСК;

- участие в работе комиссий по регистрации аккредитующих органов РСК;

- подготовка и представление на утверждение в центральный орган РСК материалов по регистрации аккредитующих органов РСК;

- организация и координация разработки, метрологической экспертизы и аттестации методик калибровки средств измерений;

- участие в проведении проверок выполнения требований, предъявляемых к аккредитующим органам РСК и к метрологическим службам на право калибровки средств измерений;

- создание банка данных и банка нормативных документов по калибровочной деятельности, издание информационных материалов о деятельности РСК, справочников об аккредитованных метрологических службах;

- пропаганда и распространение научно-технических знаний в области метрологии, организация обмена опытом специалистов-метрологов, занимающихся калибровочной деятельностью;

- осуществление консультационной деятельности по вопросам РСК;

- установление контактов с национальными и международными калибровочными службами и союзами (объединениями);

- проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров в области калибровочной деятельности;

- осуществление сбора и анализа информации о калибровочной деятельности в стране и за рубежом;

- разработка предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию РСК.

4.2. Аккредитующие органы РСК

К основным функциям аккредитующих органов относятся:

- аккредитация метрологических служб в соответствии со своей специализацией и осуществление инспекционного контроля за соблюдением требований к проведению калибровочных работ;

- обеспечение передачи размеров единиц аккредитованным метрологическим службам от государственных или международных эталонов;

- разработка, формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов по калибровочной деятельности данной специализации;

- оформление и выдача аттестата аккредитации метрологическим службам на право калибровки средств измерений, представление материалов для внесения в Реестр РСК аккредитованных метрологических служб;

- принятие решения о признании зарубежных сертификатов о калибровке или калибровочных знаков и доведение принятых решений до сведения заинтересованных юридических лиц;

- отмена или приостановление действия выданных от имени данного аккредитующего органа сертификатов о калибровке средств измерений;

- ведение перечня аккредитованных метрологических служб и подготовка для опубликования информации по результатам аккредитации;

- организация повышения квалификации и аттестации персонала;

- проведение метрологической экспертизы нормативных документов по калибровке средств измерений;

- калибровка средств измерений, оформление результатов калибровки.

4.3. Аккредитованные метрологические службы юридических лиц

К основным функциям аккредитированных метрологических служб относятся:

- калибровка средств измерений, в т.ч. для сторонних организаций;

- подготовка и переподготовка кадров;

- разработка методик калибровки средств измерений;

- соблюдение правил, устанавливаемых настоящим документом и другими документами в области калибровочной деятельности.

 

5. Обязанности, права

 

5.1. Центральный орган РСК

5.1.1. Центральный орган обязан:

- соблюдать требования настоящего документа;

- своевременно рассматривать и в случае положительного решения утверждать документы по калибровочной деятельности;

- принимать решения о регистрации аккредитующих органов РСК;

- своевременно рассматривать и принимать решения по апелляциям субъектов РСК;

- своевременно информировать субъектов РСК об измерениях в организации и деятельности РСК;

- оказывать аккредитованным метрологическим службам юридических лиц необходимую помощь в организации калибровочной деятельности;

- принимать необходимые меры для развития и совершенствования калибровочной деятельности в стране.

5.1.2. Центральный орган РСК имеет право:

- утверждать решения Совета РСК;

- проводить контроль деятельности аккредитующих органов РСК и при отрицательных результатах аннулировать сертификат аккредитующего органа РСК;

- аннулировать "Аттестаты аккредитации на право проведения калибровочных работ" у метрологических служб юридических лиц в случаях, предусмотренных в п. 5 "Порядка аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ";

- получать от аккредитующих органов РСК информацию о результатах аккредитации метрологических служб юридических лиц;

- заключать от имени РСК соглашения, договора, контракты с национальными и международными калибровочными службами.

5.2. Совет РСК

5.2.1. Члены Совета РСК обязаны:

- соблюдать требования настоящего документа;

- содействовать реализации функций Совета РСК;

- присутствовать на заседаниях Совета РСК, активно участвовать в ее работе;

- в установленные сроки выполнять решения Совета РСК.

5.2.2. Члены Совета РСК имеют право:

- инициировать внеочередной созыв Совета РСК, если его необходимость подтверждают не менее 1/3 состава Совета РСК;

- выходить с предложениями в Центральный орган РСК о внесении дополнений и изменений в нормативные документы, регламентирующие деятельность РСК;

- участвовать в комиссиях по аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ;

- участвовать в установлении контактов с национальными и международными калибровочными службами и союзами от имени РСК;

- проводить экспертизу нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность;

- получать информацию от Центрального органа РСК, Научно-методического центра РСК, аккредитующих органов РСК, необходимую для проведения анализа функционирования РСК и выработки предложений по ее совершенствованию и развитию.

5.3. Научно-методический центр РСК

5.3.1. Научно-методический центр (НМЦ) РСК обязан:

- соблюдать требования настоящего документа;

- оказывать метрологическим службам необходимую помощь в организации калибровочной деятельности;

- своевременно предоставлять субъектам РСК необходимую информацию в области калибровочной деятельности;

- регулярно осуществлять анализ калибровочной деятельности в стране, по результатам которого вносить изменения в нормативные документы, регламентирующие калибровочную деятельность, с целью ее развития и совершенствования.

5.3.2. Научно-методический центр РСК имеет право:

- представлять на утверждение в Центральный орган РСК проекты решений, нормативных, а также других документов, подготавливаемых НМЦ РСК в соответствии с настоящим документом;

- участвовать в проведении контроля деятельности субъектов РСК;

- получать от субъектов РСК всю необходимую информацию для осуществления анализа и координации калибровочной деятельности в стране;

- выходить с предложениями в Центральный орган РСК о внесении изменений в нормативные документы, регламентирующие калибровочную деятельность в стране, с целью ее развития и совершенствования;

- участвовать от имени РСК в обсуждении международных соглашений в области калибровки средств измерений и организации калибровочных служб, установлении контактов с национальными и международными калибровочными службами и союзами, заключении договоров о взаимном признании национальных систем аккредитации калибровочных лабораторий.

5.4. Аккредитующие органы РСК

5.4.1. Аккредитующий орган РСК обязан:

- соблюдать требования настоящего документа;

- в полной мере соблюдать условия договоров об аккредитации метрологических служб;

- своевременно осуществлять инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к проведению калибровочных работ;

- оказывать метрологическим службам необходимую помощь в организации калибровочной деятельности;

- своевременно предоставлять субъектам РСК необходимую информацию в области калибровочной деятельности.

5.4.2. Аккредитующий орган РСК имеет право:

- беспрепятственно посещать аккредитованные им метрологические службы юридических лиц для осуществления контроля деятельности и качества калибровочных работ;

- аннулировать или приостанавливать действие "Аттестатов аккредитации на право калибровки средств измерений" при отрицательных результатах контроля выполнения требований, предъявляемых к аккредитованным метрологическим службам;

- в пределах своей компетенции проводить экспертизу методик калибровки средств измерений, а также других нормативных документов и давать предложения о внесении изменений в них в случае необходимости.

5.5. Аккредитованные метрологические службы

5.5.1. Метрологическая служба обязана:

- соблюдать требования настоящего документа и требований к выполнению калибровочных работ;

- соответствовать требованиям аккредитации;

- обеспечивать качество выполняемых калибровочных работ;

- проводить калибровку только по тем областям измерений, которые входят в область аккредитации;

- вести учет всех предъявляемых претензий к качеству проведенной калибровки;

- не использовать права аккредитованной метрологической службы по истечении срока действия аттестата аккредитации;

- обеспечивать уполномоченным представителям аккредитующего органа доступ в соответствующие помещения для проверки соответствия требованиям аккредитации и (или) для наблюдения за проведением работ по калибровке средств измерений;

- предоставлять возможность ознакомления с результатами внутрилабораторных проверок системы обеспечения качества работ по калибровке средств измерений и проверок качества калибровок;

- принимать участие (при необходимости) в межлабораторных сличениях;

- уведомлять в течение месяца аккредитующий орган об изменениях в статусе, структуре, технической оснащенности, которые могут повлиять на качество калибровки или на область деятельности метрологической службы, признанной при аккредитации;

- соблюдать установленные и (или) согласованные сроки проведения калибровки;

- поверять свои эталоны в установленные сроки.

5.5.2. Метрологическая служба имеет право:

- калибровать средства измерений, в том числе для сторонних организаций;

- выдавать сертификаты о калибровке и ставить калибровочные знаки от имени аккредитующего органа, аккредитовавшего данную метрологическую службу.

Примечание: калибровочный знак наносят на средство измерений в случае, когда по условиям договора требуется удостоверить, что действительные значения метрологических характеристик средства измерений соответствуют требованиям нормативного документа на данное средство измерений;

- пользоваться услугами аккредитующего органа в соответствии с заключенным договором;

- указывать в рекламных материалах и различных документах, что метрологическая служба аккредитована аккредитующим органом;

- аннулировать сертификаты о калибровке средств измерений, гасить оттиски калибровочного клейма в случае несоответствия действительных значений метрологических характеристик нормированным или обнаружения неисправностей средств измерений, делающих их эксплуатацию невозможной, а также в других случаях, предусмотренных нормативной документацией;

- изменять сроки калибровки средств измерений с учетом их эксплуатационных свойств и (или) условий эксплуатации;

- проводить контроль состояния средств измерений и давать необходимые предписания, исключающие возможность эксплуатации неисправных средств измерений;

- беспрепятственно посещать все подразделения предприятия, эксплуатирующие или хранящие средства измерений, подлежащие калибровке, в соответствии с режимом, установленным на предприятии;

- получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию о наличии, состоянии и условиях эксплуатации средств измерений.

Руководство предприятия на свое усмотрение может предоставить метрологической службе дополнительные права.

 

6. Финансирование

 

6.1. Работы и услуги, оказываемые субъектами РСК, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений".