Правила
выдачи грузов
(утв. МПС СССР 20 сентября 1965 г.)
Приказом МПС РФ от 29 декабря 2001 г. N 52 настоящие Правила признаны недействующими в системе Министерства путей сообщения РФ
См. Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС РФ от 3 июля 2000 г. N 19Ц
О выдаче грузов см. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ
1. О прибытии груза на станцию назначения железная дорога обязана уведомить грузополучателя в сроки, установленные ст. 58 Устава железных дорог, с указанием наименования и количества груза, а также рода и количества подвижного состава (контейнеров).
Начальник станции при установлении порядка и способов уведомления о прибытии грузов должен предусмотреть использование в первую очередь радио, телефонной, телеграфной и почтовой связи. В отдельных случаях уведомление может производиться путем вывешивания объявления в товарной конторе.
Грузополучатель может избрать один из способов уведомления, о чем он извещает начальника станции.
Предварительная информация грузополучателей о подходе грузов производится по договорам, заключаемым отделением дороги с грузополучателями.
2. Подача вагонов под выгрузку средствами грузополучателя производится по предварительным уведомлениям или через установленные интервалы времени между подачами.
При подаче по уведомлениям начальник станции обязан уведомить грузополучателя не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов в порядке, предусмотренном §1 настоящих Правил.
Для записи уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку на станции ведется книга по установленной МПС форме ГУ-2 с указанием в ней наименования груза, его количества, а также рода и количества подвижного состава (контейнеров) и других данных, предусмотренных формой.
Порядок подачи и уборки вагонов на подъездные пути устанавливается в соответствии с Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей.
3. При установлении порядка уведомления по телефону грузополучатели обязаны назначить для приема уведомлений ответственных лиц и сообщить их фамилии и номера телефонов начальнику станции.
4. При задержке подачи вагонов под выгрузку свыше 2 часов после срока, указанного в уведомлении, станция обязана вновь уведомить грузополучателя о времени предстоящей подачи вагонов в установленном порядке.
5. Вагоны, поданные под выгрузку с нарушением сроков подачи или без уведомления, принимаются грузополучателем для выгрузки с момента предъявления их станцией.
При этом вагоны считаются поданными:
при подаче ранее установленного срока - с момента наступления этого срока;
при подаче с опозданием против установленного срока, а также при подаче без уведомления - по истечении 2 часов с момента фактической подачи вагонов.
6. При получении груза, адресованного предприятию, организации или учреждению, грузополучатель должен представить станции разовую или постоянную доверенность на право получения груза.
Доверенность должна быть подписана руководителем и главным (старшим) бухгалтером предприятия (организации, учреждения) и заверена печатью.
Разовая доверенность выдается на получение груза по определенной накладной и при оформлении выдачи груза станцией прилагается к дорожной ведомости.
Постоянная доверенность выдается на определенный срок и хранится на станции, а у лица, получающего грузы по этой доверенности, должна быть копия доверенности с распиской работника станции, принявшего подлинную доверенность, и календарным штемпелем станции.
Доверенное лицо, получающее груз, обязано по требованию станции предъявить документ, удостоверяющий его личность.
7. После производства расчетов за перевозку грузополучателю выдается накладная под расписку в дорожной ведомости с указанием последней даты выдачи груза, номера и даты доверенности, а также номера расчетного счета и наименования отделения банка, которые грузополучатель может проставлять штемпелем.
Время оформления выдачи груза удостоверяется наложением календарного штемпеля станции в графе 9 оборотной стороны накладной.
8. Грузы, адресованные гражданам, выдаются грузополучателям по предъявлении документов, удостоверяющих их личность и место жительства, под расписку в дорожной ведомости с указанием даты получения груза, номера паспорта или документа, его заменяющего, и места жительства.
В сельских местностях выдача груза гражданам, не имеющим указанных документов, может производиться по предъявлении заверенной печатью справки сельсовета (колхоза), удостоверяющей подпись и место жительства лица, получающего груз.
Получение груза может быть доверено другому лицу. В этом случае, кроме документов, удостоверяющих личность и место жительства лица, получающего груз, представляется доверенность на получение груза, заверенная предприятием, организацией, учреждением, сельским Советом или в нотариальном порядке.
Справка сельсовета (колхоза), представляемая взамен паспорта или документа, его заменяющего, и доверенность при выдаче груза прилагаются станцией к дорожной ведомости.
9. В случае поступления заявления грузоотправителя об изменении указанного в накладной получателя груза (ст. 59 Устава железных дорог) начальник станции отправления уведомляет об этом начальника станции назначения по телеграфу.
Изменение адресата грузоотправителем путем надписи на грузовой квитанции не допускается.
Станция назначения вносит в накладную и дорожную ведомость изменение грузополучателя, зачеркивая его первоначальное наименование и указывая новое. При этом зачеркивание должно быть произведено так, чтобы можно было прочитать прежнее наименование грузополучателя. Исправление заверяется подписью товарного кассира и штемпелем станции с указанием документа, на основании которого произведено изменение. Документ, послуживший основанием для изменения грузополучателя, прилагается к дорожной ведомости.
Начальник станции отправления по получении телеграфного извещения станции назначения о выполнении поручения грузоотправителя указывает в квитанции о приеме груза нового грузополучателя, удостоверяет это исправление своей подписью и штемпелем станции и возвращает квитанцию грузополучателю.
Если телеграфное извещение об изменении первоначального грузополучателя получено станцией назначения после оформления выдачи груза в товарной конторе, прибывший груз выдается первоначальному грузополучателю.
10. При подаче на пути станции вагонов под выгрузку средствами грузополучателя передача их производится непосредственно у места выгрузки и удостоверяется расписками сдающей и принимающей сторон в памятке приемосдатчика.
11. При передаче груженых вагонов, в том числе вагонов, загруженных контейнерами, стороны обязаны по наружному осмотру удостовериться в исправности кузова вагона (контейнера), наличии пломб и соответствия оттисков на них данным, указанным в вагонном листе. При перевозке грузов на открытом подвижном составе стороны должны убедиться в отсутствии следов утраты груза.
Если при передаче вагонов будут обнаружены коммерческая или техническая неисправность, признаки недостачи, порчи или повреждения груза на открытом подвижном составе или крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка допускается Правилами, отсутствие пломб (когда в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб) или неисправные пломбы, выдача груза производится с проверкой в порядке ст. 65 Устава железных дорог и составлением в соответствующих случаях коммерческого акта. В этом случае вагоны до проверки груза пломбируются пломбами станции с составлением акта общей формы, и время от приема вагона получателем до прибытия представителя станции для проверки в общее время нахождения вагона под выгрузкой не засчитывается.
12. В соответствии со ст. 65 Устава железных дорог на станции назначения железная дорога обязана проверить массу, количество мест и состояние груза в случаях:
прибытия груза в неисправном вагоне, а также в вагоне с поврежденными пломбами или пломбами попутных станций;
прибытия груза с признаками недостачи, порчи или повреждения при перевозке на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами;
прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока доставки этого груза или нарушением установленного порядка льдосолеснабжения изотермических вагонов или режима обслуживания вагонов с машинным охлаждением и электрическим отоплением;
прибытия груза, погруженного железной дорогой, в исправных вагонах с неповрежденными пломбами станции отправления, а также без признаков недостачи, порчи или повреждения при перевозке на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами;
сдачи груза автотранспортной организации при осуществлении ею централизованного вывоза груза со станции железной дороги;
выдачи с мест общего пользования грузов, выгруженных железной дорогой.
В указанных выше случаях тарные и штучные грузы выдаются железной дорогой с проверкой массы и состояния груза только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары или других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза, железная дорога обязана произвести проверку груза в поврежденных местах по фактурам и счетам со вскрытием поврежденных мест.
Выдача грузов, погруженных средствами грузоотправителя и прибывших в исправных вагонах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, а также без признаков недостачи, порчи или повреждения на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб, когда такая перевозка предусмотрена Правилами, производится железной дорогой в следующем порядке:
зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, комбикормов и отрубей, перевозимых насыпью, а также мяса и мясопродуктов, перевозимых без упаковки, - с обязательной проверкой массы;
картофеля, овощей и бахчевых культур, перевозимых навалом, - с проверкой массы по требованию грузополучателя без ограничения; других грузов, перевозимых навалом и насыпью, - с проверкой массы по требованию грузополучателя в размере до 10% от прибывшего с одним поездом груза, но не менее двух вагонов. При отсутствии вагонных весов у грузополучателя и на станции назначения грузы, перевозимые навалом и насыпью, при исправности перевозки выдаются без проверки массы;
тарных и штучных грузов, грузов, перевозимых с проводниками, а также грузов, масса которых определена расчетным путем по обмеру или условно, - без проверки количества мест, состояния и массы груза;
муки, крупы, сахара и семян кукурузы, перевозимых в мешках со стандартной массой, - с проверкой количества мест.
Взвешивание грузов на вагонных весах производится в порядке, предусмотренном § 12, 13 и 14 Правил приема груза к перевозке.
При выдаче с проверкой массы грузов, перевозимых со съемным оборудованием (овощными, хлебными щитами и др.), а также утеплительными материалами, масса нетто груза определяется как разница между массой брутто и суммой массы тары вагона, съемного оборудования и утеплительных материалов.
Масса утеплительных материалов, овощных, хлебных щитов и другого съемного оборудования принимается согласно данным, указанным в накладной.
13. Грузы, прибывшие в исправном контейнере с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются железной дорогой грузополучателю без проверки их массы, состояния и количества мест.
14. Выдача грузов, прибывших в исправных цистернах за исправными пломбами грузоотправителя, а также без пломб, когда такая перевозка допускается Правилами, или в исправных бункерных полувагонах, производится железной дорогой без проверки массы. При нарушении указанных условий масса наливных грузов проверяется железной дорогой совместно с грузополучателем тем же способом, каким была определена при отправлении. Выдача этилового (винного) спирта производится в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.
15. Лесные грузы и дрова, прибывшие в крытых вагонах с неповрежденными пломбами или на открытом подвижном составе без нарушения маркировки, а при погрузке лесных грузов с использованием верхней суженой части очертания погрузки - без нарушения крепления верхних пакетов, выдаются железной дорогой грузополучателю без проверки. Выдача лесных грузов и дров, прибывших на станцию с нарушением указанных выше условий, производится согласно данным, указанным в накладной.
Понижение высоты лесных грузов и дров вследствие осадки и уплотнения их при перевозке считается нормальным, если оно не превышает 3 см на каждый метр высоты штабеля.
16. Выдача опасных грузов, прибывших в исправных вагонах с неповрежденными пломбами отправителя, производится без проверки железной дорогой количества мест, массы и состояния груза. В случае прибытия опасных грузов в неисправных вагонах, в вагонах без пломб или с поврежденными пломбами количество мест, массу и состояние груза проверяет грузополучатель на своем складе в присутствии представителей железной дороги.
17. Выдача домашних вещей производится в порядке, предусмотренном Правилами перевозок грузов мелкими отправками.
18. При выгрузке на местах общего пользования требование о проверке массы грузов на вагонных весах станции может быть заявлено грузополучателем до начала выгрузки. При подаче вагонов на подъездные пути локомотивом дороги требование о проверке массы груза на вагонных весах грузополучателя может быть заявлено им в момент приема вагонов в установленном пункте.
19. Проверка массы грузов в пунктах назначения должна производиться, как правило, на весах того же типа, на каких груз был взвешен в пункте отправления.
20. При выгрузке тарно-упаковочных и штучных грузов на местах необщего пользования в случаях, когда железная дорога принимает участие в проверке груза, грузополучатель обязан уложить выгружаемый груз отдельно от ранее выгруженного с тем, чтобы обеспечивалась при необходимости возможность повторной проверки выгруженного груза.
21. Масса груза считается правильной, если разница в массе, определенной на станции отправления, по сравнению с массой, оказавшейся при проверке в пути следования или на станции назначения, не превышает:
а) недостача массы - нормы естественной убыли массы данного груза и нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания данного груза;
б) излишек массы - нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания данного груза.
Норма расхождения в показаниях весов (с 0,1%) и норма точности взвешивания должны исчисляться:
от массы брутто груза - при взвешивании груза на товарных и вагонных весах;
от веса нетто груза - при взвешивании груза на элеваторных и бункерных весах.
Норма естественной убыли массы грузов исчисляется:
от массы брутто груза - по грузам, перевозимым в таре и упаковке;
от массы нетто груза - по грузам, перевозимым без тары и упаковки.
22. Грузополучатель или организация, производящие выгрузку, должны полностью выгрузить груз из вагона (контейнера), освободить вагон от использованного крепления, очистить его внутри и снаружи от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях промыть и продезинфицировать в установленном порядке; двери, борта, крышки загрузочных и разгрузочных люков, заглушки сливных приборов закрыть и закрепить.
Вагоны, не принятые железной дорогой вследствие невыполнения грузополучателем или организацией, производящей выгрузку, требований абзаца 1 настоящего параграфа, числятся на ответственном простое за грузополучателем или организацией, производящей выгрузку.
Выгруженные из вагона грузы должны быть уложены при высоте укладки до 1200 мм (кроме балласта для путевых работ) на расстоянии от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2 м, при большой высоте - не ближе 2,5 м.
23. Обнаруженные на станции назначения при выгрузке на местах общего и необщего пользования излишние места грузов и излишние грузы по массе, прибывшие за пломбами или массой железной дороги или погруженные железной дорогой, выдаются в следующем порядке:
а) тарные и штучные грузы на местах общего пользования задерживаются до выяснения их принадлежности, а на местах необщего пользования выдаются получателю под сохранную расписку;
б) грузы, перевозимые навалом, насыпью или наливом, выдаются получателю на местах общего и необщего пользования под сохранную расписку.
О выдаче излишнего груза под сохранную расписку делается отметка в коммерческом акте. Если в течение месяца принадлежность излишнего груза не будет установлена, груз передается соответствующей организации в порядке, установленном Правилами передачи грузов другим организациям.
24. При недостачи, порче или повреждении груза, когда об этом до выдачи его был составлен коммерческий акт (в том числе в пути следования), станция назначения может выдать груз грузополучателю только после определения размера фактической недостачи, порчи или повреждения груза согласно предъявленным грузополучателем документам (счетам-фактурам и т.д.).
При непредставлении указанных документов груз выдается грузополучателю только после составления коммерческого акта с подробной описью оказавшегося в наличии груза или после составления в соответствующих случаях акта экспертизы.
25. В случае необходимости установить размер или причину недостачи, порчи или повреждения груза и сумму, на которую понизилась его стоимость, железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов бюро товарных экспертиз, инспекций по качеству, ветеринарно-санитарного надзора или соответствующих специалистов организаций и предприятий, не входящих в систему МПС.
Начальник станции может назначить повторную экспертизу.
Экспертиза производится в присутствии начальника станции, его заместителя или заведующего грузовым двором.
Экспертиза, произведенная грузополучателем без участия начальника станции, его заместителя или заведующего грузовым двором, считается недействительной. Грузополучатель имеет право принять участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза. Одновременно с вызовом эксперта станция уведомляет об этом грузополучателя.
Экспертиза по скоропортящимся грузам должна быть произведена не позднее 24 часов с момента вскрытия вагона.
Результаты экспертизы оформляются актом. Акт экспертизы, помимо эксперта, должен быть подписан всеми лицами, присутствовавшими при экспертизе.
Выводы экспертизы должны быть мотивированы и не могут основываться на предположении о причинах недостачи, порчи или повреждения грузов.
Расходы по экспертизе (вознаграждение эксперту, стоимость проезда его в надлежащих случаях от места жительства до станции и т.д.) оплачиваются соответственно дорогой или грузополучателем в зависимости от того, по чьей инициативе вызывается эксперт. В последующем расходы по экспертизе относятся на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.
Не допускается производство экспертизы по грузам, стоимость недостачи, порчи или повреждения которых превышает 10 руб., а также в случаях, если стоимость экспертизы превышает размеры убытка. В этих случаях размер или причина недостачи, порчи или повреждения груза и размер убытка определяются начальником станции и грузополучателем и указываются в коммерческом акте.
См. Правила составления актов, утвержденные МПС СССР 21 сентября 1965 г.
26. О выдаче груза станция по требованию грузополучателя обязана в соответствующей графе оборотной стороны накладной сделать отметки следующего содержания:
а) при обнаружении недостачи в массе груза, не превышающей нормы расхождения в показаниях весов (или нормы точности взвешивания груза) и нормы естественной убыли массы, и отсутствии признаков хищения, а также при обнаружении излишка в массе груза, не превышающего нормы расхождения в показаниях весов (или нормы точности взвешивания груза):
"При проверке массы груза "______________" 19____ г.
оказалось ______________________________________ г";
(цифрами и прописью)
б) при оформлении результатов проверки груза коммерческим актом:
"Составлен коммерческий акт N_______ от ___________________
(дата)
о _______________________________________________________";
(о чем )
в) при выдаче груза без проверки:
1) для грузов, прибывших в крытом подвижном составе (контейнере), за пломбами:
"Груз по настоящей накладной прибыл в исправном вагоне (контейнере)
(ненужное зачеркнуть) N _____ за исправными пломбами отправителя и выдан "____" ___________ 19 __г. согласно ст. 65 - 67 Устава железных дорог Союза ССР без проверки";
2) для грузов, перевозимых в вагонах без пломб, а также на открытом подвижном составе:
"Груз по настоящей накладной прибыл в исправном вагоне N _____без признаков утраты и выдан "____" ____________ 19__г. согласно ст. 65 Устава железных дорог Союза ССР без проверки;
3) для лесных грузов и дров, перевозимых на открытом подвижном составе:
"Груз по настоящей накладной прибыл в исправном полувагоне (платформе) (ненужное зачеркнуть) N _______ без нарушения маркировки (ненужное зачеркнуть)
с использованием верхней суженой части очертания погрузки без нарушения крепления и выдан "____" _____________ 19___ г. без проверки";
4) для грузов, перевозимых в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя:
"Груз по настоящей накладной прибыл в сопровождении проводника грузоотправителя (грузополучателя) и сдан грузополучателю непосредственно проводником".
Датой фактической выдачи груза считается дата вывоза груза с грузового двора станции при выгрузке средствами дороги или дата подачи вагона под выгрузку средствами грузополучателя на местах общего и необщего пользования.
Предусмотренные настоящим параграфом отметки удостоверяются подписью начальника станции или другого уполномоченного начальником станции работника с указанием его должности.
Получатель должен предъявить накладные для внесения указанных выше отметок, в течение трех суток с момента выдачи груза.
При обнаружении излишков массы отметки, предусмотренные пунктами "а" и "б", проставляются станцией в обязательном порядке независимо от требования грузополучателя.
27. В случаях когда на железную дорогу в соответствии с Уставом железных дорог возложены обязанности по проверке груза, вскрытие вагона производится в присутствии представителя станции.
28. Для вывоза груза со станции грузополучатель обязан предъявить накладную. На тех станциях, где установлен порядок вывоза груза со станции по пропускам, товарная контора вручает грузополучателю вместе с накладной также и пропуск; оба эти документа предъявляются приемосдатчику. При вывозе груза через контрольные ворота станции пропуск отбирает работник, контролирующий вывоз груза. Если груз вывозится по частям, пропуск отбирается при вывозе последней части груза.
Если вывоз груза производится после истечения срока бесплатного хранения, грузополучатель обязан предъявить приемосдатчику квитанцию об уплате за хранение груза.
29. Выдача груза, перевозимого по досылочным документам, производится:
а) прибывшей части груза при основных перевозимых документах - под расписку в дорожной ведомости с выдачей накладной и коммерческого акта;
б) прибывшей части груза при досылочных документах - под расписку в досылочной дорожной ведомости по предъявлении грузополучателем основной накладной и коммерческого акта. При этом коммерческий акт отбирается у грузополучателя.
Окончательный расчет за перевозку производится по основной накладной. О выдаче груза, прибывшего по досылочным документам, станцией делается отметка на основной накладной.
В случае прибытия груза по досылочным документам ранее прибытия груза по основным документам выдача прибывшей части груза производится под расписку грузополучателя на досылочной дорожной ведомости. Кроме того, грузополучатель выдает станции обязательство в том, что полученная часть груза им будет зачтена в счет основной отправки. Это обязательство хранится в делах станции.
В случае прибытия по досылочному документу всего груза согласно квитанции о приеме груза станция на основании этой квитанции составляет копии накладной и дорожной ведомости взамен утраченных и оформление выдачи производится в установленном порядке.
30. Неприбытие груза в установленный срок доставки станция обязана удостоверить отметкой на предъявленной грузополучателем квитанции "Груз не прибыл" и календарным штемпелем станции назначения.
Розыск груза, не прибывшего по назначению в установленный срок доставки, производится по требованию грузополучателя станцией назначения.
В подтверждение обоснованности о розыске груза грузополучатель обязан представить начальнику станции квитанцию, а при отсутствии квитанции один из следующих документов: счет-фактуру поставщика (в подлиннике или копии), документ поставщика (грузоотправителя), заменяющий счет-фактуру, справку станции (пристани) погрузки об отправлении груза, если указанные документы имеют данные о роде груза, дате отгрузки, станции и дороге отправления, станции и дороге назначения, номере накладной, по которой груз сдан к перевозке, и номере вагона (при повагонной отправке).
Розыск груза, следующего из-за границы, производится также станцией назначения по требованию грузополучателя после представления им дубликата накладной или извещения о прохождении грузом пограничной станции.
Если будет установлено, что груз не поступал из-за границы, розыск этого груза в пределах иностранных железных дорог по запросам станций назначения производится начальником пограничной станции железных дорог СССР, через которую груз должен последовать.
31. Лица, виновные в выдаче груза ненадлежащим получателям, несут установленную законом ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила выдачи грузов (утв. МПС СССР 20 сентября 1965 г.)
Текст правил опубликован в журнале "Закон", ноябрь 1996, N 11
Приказом МПС РФ от 29 декабря 2001 г. N 52 настоящие Правила признаны недействующими в системе Министерства путей сообщения РФ