Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N 121
"Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию"
26 сентября, 1 декабря 1997 г., 20 мая, 1 июля, 10 августа, 1 декабря 1998 г., 7 января 1999 г., 5 июля, 31 октября 1999 г., 3 мая, 27 октября 2001 г.
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 226 настоящее постановление признано утратившим силу
О продлении срока действия настоящего постановления на 2001 год см. постановление Правительства РФ от 3 мая 2001 г. N 342
Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации см. постановление ФЭК РФ от 28 декабря 2001 г. N 77/1
Правительство Российской Федерации постановляет:
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1498 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 472 изменения признаны утратившими силу
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Утвердить на 1997 год прилагаемые Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1413 срок действия Основных положений и Порядка, утвержденных настоящим постановлением, продлен на 1999 год
Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 472 срок действия Основных положений и Порядка, утвержденных настоящим постановлением, продлен на 1998 год
2. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации в месячный срок разработать и направить субъектам Российской Федерации примерное положение о региональной энергетической комиссии.
См. Типовое положение о региональной энергетической комиссии субъекта РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1435
Установить, что положение о региональной энергетической комиссии утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
3. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации провести анализ практики применения в I - III кварталах 1997 г. указанных в пункте 1 настоящего постановления нормативных документов и о результатах доложить до 1 ноября 1997 г., а по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, внести предложения в установленном порядке.
4. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по атомной энергии с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провести анализ функционирования в 1996-1997 годах федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) и о результатах доложить до 1 марта 1998 г. Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1231 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
5. Региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 1996 г. N 1129 "О дополнительных мерах по обеспечению промышленности и населения электрической и тепловой энергией в 1996-1997 годах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 32, ст. 3898) и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 17 октября 1996 г. N 1451 "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4884) устанавливать начиная со II квартала 1997 г. тарифы на электрическую энергию для населения не ниже расчетной средней себестоимости производства, передачи и распределения электрической энергии в регионе для всех потребителей с применением понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
См. Минимальные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов Российской Федерации (для центрального электроснабжения), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 мая 2000 г. N 418
Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации утвердить и направить региональным энергетическим комиссиям рекомендации по установлению стимулирующих энергосбережение дифференцированных тарифов на электрическую энергию для населения и других потребителей.
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Порядок
утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N 121)
20 мая, 1 июля, 10 августа, 1 декабря1998 г., 5 июля, 31 октября 1999 г., 3 мая 2001 г.
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 226 постановление, утвердившее настоящий Порядок, признано утратившим силу
О продлении срока действия настоящего Порядка см.:
постановление Правительства РФ от 3 мая 2001 г. N 342,
постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1413,
постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 472
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливается Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и регламентирует процесс представления предложений, установления и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию (размеров платы за услуги) на оптовом и потребительском рынках.
2. Понятия, использованные в настоящем Порядке, означают следующее:
тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность);
размер платы за услуги - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за услуги, предоставляемые на оптовом и потребительском рынках;
См. Методику расчета размера платы за услуги по передаче электрической энергии, утвержденную постановлением ФЭК РФ от 12 мая 2000 г. N 25/3
регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства, передачи и распределения электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), подлежащая государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая в обслуживаемом регионе продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности);
избыточная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой превышает объем потребления в обслуживаемом регионе;
дефицитная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой не обеспечивает объем потребления в обслуживаемом регионе;
период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);
регион - территория, на которой обязанности и права по поставкам (продаже) потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) закреплены за соответствующей энергоснабжающей организацией;
производитель энергии - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство и продажу электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или потребительский рынок для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям;
оптовый рынок - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности);
субъекты оптового рынка - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке;
потребительский рынок - сфера купли-продажи энергоснабжающими организациями и потребителями электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1998 г. N 686 в пункт 3 настоящего Порядка внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее именуется - Комиссия) устанавливает:
тарифы на электрическую энергию, электрическую мощность, отпускаемую на оптовый рынок всеми его субъектами;
тарифы на тепловую энергию, тепловую мощность, отпускаемую на потребительский рынок субъектами оптового рынка, - в качестве рекомендаций для рассмотрения и последующего утверждения региональными энергетическими комиссиями;
тарифы на электрическую энергию, электрическую мощность, отпускаемую с оптового рынка энергоснабжающим организациям и другим его субъектам;
размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;
размер платы за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке;
норматив формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасного функционирования атомных электростанций и их развития;
предельные величины тарифов на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями конечным потребителям.
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1998 г. N 686 в пункт 4 настоящего Порядка внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
4. Региональные энергетические комиссии (далее именуются - региональные комиссии) устанавливают:
тарифы на электрическую энергию (в рамках предельных величин тарифов, установленных Комиссией), электрическую мощность и (или) тепловую энергию, тепловую мощность, отпускаемую потребителям региона энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также потребителей, выведенных в установленном порядке на оптовый рынок);
размер платы за услуги, оказываемые энергоснабжающими организациями на потребительском рынке.
Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1999 г. N 1202 в пункт 5 настоящего Порядка внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
5. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также установление размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и потребительском рынках, производятся на основании предложений коммерческих организаций электроэнергетики и энергоснабжающих организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на оптовом и потребительском рынках (далее именуются - организации электроэнергетики).
В качестве периода регулирования принимается календарный год. В исключительных случаях, при темпах инфляции в среднем по России по продукции производственно-технического назначения свыше 2 процентов в месяц, за период регулирования может быть принято полугодие или квартал. Сокращение периода регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, включая установление размера платы за услуги, оказываемые на потребительском рынке, не распространяется на организации, включенные в перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым подлежат гарантированной оплате за счет средств федерального бюджета и не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. N 601.
Организации электроэнергетики и энергоснабжающие организации имеют право обратиться в Комиссию и соответствующую региональную комиссию с просьбой о пересмотре тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) при наличии хотя бы одного из следующих условий:
изменение затрат на производство и передачу электрической и тепловой энергии более чем на 2 процента, вызванное изменением баланса электрической энергии и мощности, ростом цен на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условий тарифного соглашения по заработной плате;
изменение перечня и размера установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязательных отчислений и платежей;
изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке более чем на 3 процента;
наступление событий, появление которых было маловероятно и которые оказали существенное воздействие на состояние коммерческой организации (форс-мажорные обстоятельства).
Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1999 г. N 1202 в раздел II настоящего Порядка внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
II. Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке
6. При обращении с просьбой о пересмотре тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) размера платы за услуги организация электроэнергетики и энергоснабжающая организация представляет в региональную комиссию предложения в соответствии с утвержденными Комиссией предельными величинами тарифов, методическими указаниями и балансом электрической энергии и мощности.
Предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию и размера платы за услуги на период регулирования (далее именуются - предложения) организация электроэнергетики и энергоснабжающая организация направляет региональной комиссии на имя ее председателя заказным письмом, подписанным руководителем организации или замещающим его должностным лицом.
Допускается направление предложений в региональную комиссию нарочным.
Полученные региональной комиссией предложения подлежат обязательной регистрации в день получения, при этом им присваивается регистрационный номер, указывается дата и время получения, ставится штамп комиссии.
Во всех документах по делу обязательна ссылка на регистрационный номер. При отказе в регистрации представленных предложений датой регистрации считается дата отправки документов организацией электроэнергетики и энергоснабжающей организации (по почтовому штемпелю на заказном письме).
В случае принятия предложений к рассмотрению председатель или заместитель председателя региональной комиссии извещает об этом организацию электроэнергетики и энергоснабжающую организацию в 5-дневный срок со дня получения предложений.
Региональная комиссия вправе не принимать к рассмотрению предложения в случае их несоответствия требованиям настоящего Порядка и методическим указаниям о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденным Комиссией.
Принятое председателем региональной комиссии решение об отказе в рассмотрении предложений в течение 5 дней со дня их получения должно быть направлено в организацию электроэнергетики и энергоснабжающую организацию с изложением мотивов отказа и указанием документов, которые должны быть приведены в соответствие с методическими указаниями. В противном случае предложения считаются принятыми к рассмотрению.
7. Решение об установлении тарифов на электрическую энергию, электрическую мощность, тепловую энергию и тепловую мощность, размера платы за услуги и о сроках их введения принимается на заседаниях региональной комиссии в течение 30 рабочих дней со дня получения предложений.
Члены региональной комиссии, руководители организаций электроэнергетики и энергоснабжающей организации и привлекаемые к рассмотрению предложений эксперты извещаются о времени заседания не позднее чем за 5 дней.
Заседание региональной комиссии по рассмотрению предложений считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.
Решения региональной комиссии об установлении и сроках введения тарифов на электрическую и тепловую энергию и размера платы за услуги, оказываемые на потребительском рынке, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы организаций электроэнергетики и энергоснабжающих организаций, должны приниматься в присутствии представителей этих организаций.
В случае отсутствия представителей организаций электроэнергетики и энергоснабжающих организаций на заседании региональной комиссии по уважительной причине рассмотрение вопроса переносится.
Если представители организации электроэнергетики и энергоснабжающих организаций повторно отсутствуют на заседании региональной комиссии, то рассмотрение материалов и принятие решений производится без их участия.
Для организации предварительного рассмотрения предложений (проведения экспертизы обоснований и расчетов, составления заключения и т.п.), подготовки к проведению заседания региональной комиссии и разработки проекта решения из числа членов этой комиссии приказом (распоряжением) председателя комиссии назначается уполномоченный по делу.
Если у организации электроэнергетики и энергоснабжающих организаций или экспертов возникают обоснованные возражения по кандидатуре уполномоченного, то председатель региональной комиссии по ходатайству организации электроэнергетики или экспертов может принять решение о его замене.
Перед обсуждением предложений на заседании региональной комиссии они должны быть рассмотрены экспертным советом региональной комиссии в установленном порядке.
В целях обеспечения объективности оценки представленных предложений и обоснованности расчетов региональная комиссия или организация электроэнергетики и энергоснабжающая организация может привлекать независимых экспертов, заключение которых представляется членам комиссии до принятия ими решения об установлении и сроках введения тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги).
Проведенная экспертным советом региональной комиссии или независимыми экспертами оценка представленных организацией электроэнергетики и энергоснабжающей организацией обоснований и расчетов оформляется в виде экспертного заключения, которое передается в региональную комиссию и организацию электроэнергетики и энергоснабжающую организацию не позднее чем за 5 дней до заседания региональной комиссии.
Экспертное заключение кроме общих выводов должно содержать оценку:
достоверности данных, приведенных в предложениях;
экономической обоснованности общей величины, структуры и размера составляющих потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период регулирования;
обоснованности определения видов и объемов продукции (услуг) в натуральном выражении, поставляемой организацией электроэнергетики и энергоснабжающей организацией потребителям по видам регулируемой деятельности;
распределения общей потребности в финансовых средствах по видам продукции;
соответствия расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) и формы представления предложений утвержденным Комиссией методическим указаниям.
Экспертный совет региональной комиссии или уполномоченный по делу может привлекать компетентных специалистов для экспертизы отдельных составляющих тарифа на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) или для проверки расчетов.
В случае если организация электроэнергетики и энергоснабжающая организация не согласна с результатами экспертизы, региональная комиссия может направить предложения на повторную экспертизу другим экспертам. Проведение повторной экспертизы оплачивает организация электроэнергетики и энергоснабжающая организация. При этом срок рассмотрения предложений продлевается на 10 дней.
8. Заседания региональной комиссии проводятся ее председателем, в случае его отсутствия - заместителем председателя комиссии либо членом комиссии, исполняющим обязанности председателя.
Во время проведения заседания региональной комиссии ведется протокол, который после утверждения председательствующим является официальным документом.
Перед началом заседания членам комиссии раздаются следующие документы, подготовленные уполномоченным по делу:
копии предложений;
экспертные заключения;
проект решения комиссии об установлении и сроках введения тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги).
Открывая заседание, председательствующий на основании явочного листа извещает членов комиссии о правомочности заседания. Затем оглашает название дела и его регистрационный номер, представляет экспертов и представителей организации электроэнергетики и энергоснабжающей организации. На заседание комиссии допускаются представители заинтересованных организаций.
Уполномоченный по делу кратко докладывает о содержании представленных документов и их соответствии установленным требованиям.
Представитель организации электроэнергетики и энергоснабжающей организации излагает существо дела и отвечает на вопросы.
Оглашаются экспертные заключения.
По желанию представителя организации электроэнергетики и энергоснабжающей организации ему может быть предоставлено слово для ответа после изложения каждого экспертного заключения.
В случае если у экспертов имеется особое мнение, оно прикладывается к материалам дела.
В дискуссии по делу имеют право участвовать все присутствующие на заседании.
Каждому из желающих выступить предоставляется 30 минут на выступление, но председательствующий вправе увеличить или уменьшить время выступления.
По окончании дискуссии представителю организации электроэнергетики и энергоснабжающей организации предоставляется заключительное слово для ответа на возникшие в ходе дискуссии вопросы и дачи дополнительных разъяснений.
Затем обсуждается проект решения по рассматриваемому делу, подготовленный уполномоченным в результате изучения материалов дела и консультаций с представителями организации электроэнергетики и энергоснабжающей организации и экспертами.
В проекте решения указываются:
а) решение региональной комиссии о пересмотре тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) или об отказе пересмотреть их на основании:
непредставления организацией электроэнергетики и энергоснабжающей организацией по запросу региональной комиссии дополнительных данных статистической и бухгалтерской отчетности;
заключения региональной комиссии о том, что изменение условий деятельности организации электроэнергетики и энергоснабжающей организации не изменило ее потребности в финансовых средствах;
б) решение региональной комиссии об установлении новых тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги), в том числе:
среднего тарифа по каждому виду продукции и тарифов по каждой категории (группе) потребителей;
сроков введения тарифов.
В случае если региональной комиссией предлагаются иные показатели для расчета тарифов, чем представленные в предложениях, они должны быть указаны конкретно (статья затрат, статья расходов из прибыли, объем продукции и т.п.).
Проводится голосование членов региональной комиссии о принятии проекта решения за основу и голосование об изменении или уточнении каждого пункта решения.
После этого проект решения ставится на голосование в целом.
Решение региональной комиссии об установлении и сроках введения тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
В случае если у членов региональной комиссии имеется особое мнение, оно излагается письменно и прикладывается к решению комиссии.
По результатам рассмотрения предложений региональная комиссия в 3-дневный срок доводит до организации электроэнергетики и энергоснабжающей организации:
решение региональной комиссии с указанием новых тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) по категориям (группам) потребителей и сроков их введения или мотивированный отказ;
протокол заседания региональной комиссии;
полный расчет тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) в случае, если региональная комиссия утвердила тарифы (размер платы за услуги), отличающиеся от предложенных организацией электроэнергетики и энергоснабжающей организацией.
Решение и протокол заседания региональной энергетической комиссии по утверждению новых тарифов на электрическую (тепловую) энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями конечным потребителям (по категориям, группам потребителей действующей классификации), полный расчет тарифов и их экономическое обоснование региональная энергетическая комиссия в 3-дневный срок представляет в Комиссию.
Комиссия в 2-недельный срок рассматривает экономическую обоснованность новых тарифов для конечных потребителей и их соответствие Основным положениям ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, действующим методическим указаниям по расчету тарифов, другим решениям Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования тарифов и в случае отклонения от положений нормативных правовых и методических документов устанавливает предельные величины тарифов для конечных потребителей, обязательные для применения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постановление по регистрации решения региональной энергетической комиссии или установлению предельных величин тарифов на электрическую (тепловую) энергию для конечных потребителей на территории субъекта Российской Федерации Комиссия направляет в региональную энергетическую комиссию.
Предельные величины тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей субъекта Российской Федерации, установленные Комиссией, вводятся в действие в срок, определяемый Комиссией.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию (размер платы за услуги) и сроки их введения доводятся организацией электроэнергетики до потребителей в 10-дневный срок со дня получения решения региональной комиссии.
9. Порядок применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, включающий в себя предельные величины тарифов на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями конечным потребителям, классификацию потребителей по категориям (группам) и особенности применения тарифов и расчетов за потребленную электрическую и тепловую энергию, устанавливается Комиссией на основании настоящего Порядка и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
10. В случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, организации электроэнергетики и энергоснабжающие организации, потребители или региональные комиссии в месячный срок после принятия региональной комиссией решения могут обратиться в Комиссию для разрешения разногласий.
Правила рассмотрения ФЭК РФ разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, и уплаты сбора за рассмотрение таких разногласий утверждены постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. N 1174
Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не решенные Комиссией, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
III. Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую энергию (размера платы за услуги) на оптовом рынке
11. При обращении с просьбой о пересмотре тарифов на электрическую энергию (размера платы за услуги) на следующий период регулирования субъекты оптового рынка представляют в Комиссию в соответствии с утвержденными этой Комиссией методическими указаниями и балансом электрической энергии и мощности предложения, в том числе:
а) субъекты оптового рынка (гидравлические, тепловые и атомные электростанции), избыточные энергоснабжающие организации и другие поставщики - заявочные расчеты тарифов на электрическую мощность и электрическую энергию (тепловые и атомные электростанции представляют, кроме того, заявочные расчеты тарифов на тепловую энергию и тепловую мощность);
б) Российское акционерное общество "ЕЭС России":
заявочный расчет размера абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;
предложения и обоснования по тарифам на электрическую энергию, электрическую мощность по каждому субъекту оптового рынка, поставляющему электрическую энергию и электрическую мощность на оптовый рынок (кроме атомных электростанций);
в) государственное предприятие - концерн "Росэнергоатом":
заявочный расчет норматива формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования атомных электростанций и их развития;
предложения и обоснования тарифов на электрическую энергию, электрическую мощность для соответствующей атомной электростанции;
г) дефицитные (сбалансированные) энергоснабжающие организации, получающие электрическую энергию, электрическую мощность с оптового рынка, - расчет стоимости единицы (расчетного тарифа) электрической энергии, электрической мощности, производимых на собственных электростанциях.
Полученные Комиссией предложения подлежат обязательной регистрации в день получения, при этом им присваивается регистрационный номер, указывается дата и время получения, ставится штамп Комиссии.
Во всех документах по делу обязательна ссылка на регистрационный номер. При отказе в регистрации представленных материалов датой регистрации считается дата отправки документов (по почтовому штемпелю на заказном письме).
В случае принятия предложений к рассмотрению председатель или заместитель председателя Комиссии извещает об этом субъекта оптового рынка в 5-дневный срок со дня получения предложений.
Комиссия вправе не принимать к рассмотрению предложения в случае их несоответствия требованиям настоящего Порядка и утвержденным методическим указаниям.
Принятое председателем Комиссии решение об отказе в рассмотрении предложений в 5-дневный срок со дня их получения направляется соответствующему субъекту оптового рынка с изложением мотивов отказа и указанием документов, которые должны быть приведены в соответствие с методическими указаниями.
12. Решение об установлении тарифов на электрическую энергию и электрическую мощность, размера абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, размера платы за иные услуги и норматива формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасного функционирования атомных электростанций и их развития, и сроках их введения принимается на заседаниях Комиссии в течение 30 рабочих дней со дня получения предложений.
Члены Комиссии, руководители Российского акционерного общества "ЕЭС России" и других субъектов оптового рынка, приглашаемые на заседание, извещаются о времени заседания не позднее чем за 5 дней.
Заседание Комиссии по рассмотрению предложений считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов правления Комиссии, а также полномочный представитель Российского акционерного общества "ЕЭС России" как организатора оптового рынка и государственного предприятия - концерна "Росэнергоатом" (при рассмотрении вопросов по атомным электростанциям).
На указанных заседаниях Комиссии могут присутствовать представители заинтересованных субъектов оптового рынка.
Для организации предварительного рассмотрения предложений (проведения экспертизы обоснований и расчетов, составления заключения, проведения консультаций с Российским акционерным обществом "ЕЭС России" и другими субъектами оптового рынка и т.п.), подготовки к проведению заседания Комиссии и разработки проекта решения приказом (распоряжением) председателя Комиссии из числа членов правления назначается уполномоченный по делу.
Если у субъектов оптового рынка или экспертов возникают обоснованные возражения по кандидатуре уполномоченного, то председатель Комиссии может принять решение о его замене.
Перед обсуждением предложений на заседании Комиссии они должны быть рассмотрены экспертным советом Комиссии.
В целях обеспечения объективности оценки представленных предложений и обоснованности расчетов Комиссия может привлекать независимых экспертов, заключение которых представляется членам правления до принятия ими решения об установлении тарифов на электрическую энергию (размеров платы за услуги) и сроках их введения.
Экспертиза представленных на рассмотрение Комиссии предложений осуществляется:
в отношении каждого субъекта оптового рынка - поставщика электрической энергии и электрической мощности;
по абонентной плате за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;
по размеру платы за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке;
по нормативу формирования средств для обеспечения безопасного функционирования атомных электростанций и их развития.
Проведенная экспертным советом Комиссии или независимыми экспертами оценка предложений оформляется в виде экспертного заключения, которое передается Комиссии, Российскому акционерному обществу "ЕЭС России" и другим заинтересованным субъектам оптового рынка не позднее чем за 5 дней до заседания Комиссии.
Экспертное заключение кроме общих выводов должно содержать оценку:
достоверности данных, приведенных в предложениях;
экономической обоснованности общей величины, структуры и размера составляющих потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период регулирования;
обоснованности определения видов и объемов продукции в натуральном выражении, поставляемой на оптовый рынок, или оказываемых услуг;
распределения общей потребности в финансовых средствах между видами продукции и услуг по регулируемой деятельности;
соответствия расчета тарифов и формы представления предложений утвержденным Комиссией методическим указаниям.
Экспертный совет Комиссии или уполномоченный по делу может привлечь компетентных специалистов для экспертизы отдельных составляющих тарифа на электрическую энергию (размера платы за услуги) или для проверки расчетов.
В случае если субъект оптового рынка не согласен с результатом экспертизы, Комиссия может направить предложения на рассмотрение других экспертов, заключение которых является окончательным. Проведение повторной экспертизы оплачивает субъект оптового рынка. При этом срок рассмотрения предложений продлевается на 10 дней.
13. Заседания Комиссии проводятся председателем этой Комиссии, в случае его отсутствия - первым заместителем председателя или членом правления Комиссии, исполняющим обязанности председателя.
Во время проведения заседания Комиссии ведется протокол, который после подписания председательствующим является официальным документом.
Перед началом заседания членам правления Комиссии раздаются следующие документы, подготовленные уполномоченным по делу:
копии предложений;
экспертные заключения;
проект решения Комиссии об установлении тарифов на электрическую энергию, электрическую мощность, размера платы за услуги и сроках их введения.
Открывая заседание Комиссии, председательствующий на основании явочного листа извещает членов правления о правомочности заседания, затем оглашает название дела и его регистрационный номер, представляет экспертов и представителей Российского акционерного общества "ЕЭС России" и других субъектов оптового рынка. На заседание Комиссии допускаются все заинтересованные лица.
Уполномоченный по делу кратко докладывает о содержании представленных документов и их соответствии установленным требованиям.
Представители Российского акционерного общества "ЕЭС России" либо государственного предприятия - концерна "Росэнергоатом" (при рассмотрении вопросов по атомным электростанциям) излагают существо дела и отвечают на вопросы. Затем оглашаются экспертные заключения.
Представителям субъектов оптового рынка может быть предоставлено слово для ответа после изложения каждого экспертного заключения.
В случае если у экспертов имеется особое мнение, оно прикладывается к материалам дела.
В дискуссии по делу имеют право участвовать все присутствующие на заседании.
Каждому из желающих выступить предоставляется 30 минут на выступление, но председательствующий вправе увеличить или уменьшить время выступления.
По окончании дискуссии представителю субъекта оптового рынка предоставляется заключительное слово для ответа на возникшие в ходе дискуссии вопросы и дачи дополнительных разъяснений.
Затем обсуждается проект решения Комиссии по рассматриваемому делу, подготовленный уполномоченным.
В проекте решения указываются:
а) решение Комиссии о пересмотре тарифов на электрическую энергию (размера платы за услуги) или об отказе их пересмотреть.
Основаниями для отказа являются:
непредставление субъектами оптового рынка по запросу Комиссии дополнительных данных статистической и бухгалтерской отчетности;
заключение Комиссии о том, что изменение условий деятельности субъекта (субъектов) оптового рынка не изменило его (их) потребности в финансовых средствах;
б) решение Комиссии об установлении новых тарифов на электрическую энергию, электрическую мощность и (или) размера платы за услуги и сроков их введения.
В случае если Комиссией предлагаются иные показатели для расчета тарифов, чем представленные в предложениях, они должны быть указаны конкретно (статья затрат, статья расходов из прибыли, объем продукции и т.п.).
Проводится голосование членов правления Комиссии о принятии проекта решения за основу и голосование по предложениям об изменении или уточнении каждого пункта решения.
После этого проект решения ставится на голосование в целом.
Решение Комиссии об установлении тарифов на электрическую энергию (размера платы за услуги) и сроках их введения принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления Комиссии. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
В случае если у членов правления Комиссии имеется особое мнение, оно излагается письменно и прикладывается к решению.
По результатам рассмотрения предложений Комиссия в 3-дневный срок доводит до субъектов оптового рынка:
решение Комиссии с указанием новых тарифов на электрическую энергию (размера платы за услуги) и сроков их введения или мотивированный отказ;
протокол заседания Комиссии.
В случае если Комиссия утвердила тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги), отличные от представленных субъектом оптового рынка, приводится полный расчет этих тарифов.
Утвержденные тарифы на электрическую энергию (размеры платы за услуги) вводятся в срок, указанный в решении Комиссии.
14. Порядок и особенности применения тарифов на электрическую энергию, электрическую мощность и (или) размера платы за услуги на оптовом рынке устанавливает Комиссия на основании настоящего Порядка и других нормативных правовых актов Российской Федерации, при этом:
для взаиморасчетов за фактически поставленную тепловыми (атомными) электростанциями электрическую энергию на основе двухставочных тарифов тариф на электрическую энергию определяется по результатам работы электростанции в отчетном периоде исходя из нормативного удельного расхода топлива на производство электрической энергии за отчетный период и фактических режимов работы оборудования электростанции и цены топлива, не выше принятой в расчете тарифов, с учетом оптимизации;
вследствие оперативной дооптимизации режимов работы Единой энергетической системы России или при возникновении вынужденных нерасчетных режимов работы указанной системы из-за аварий, сброса нагрузки, несогласованного повышения потребления электрической энергии и (или) мощности и других объективных причин применяются тарифы, определяемые на основании методики, утвержденной Комиссией.
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1998 г. N 686 в раздел IV настоящего Порядка внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
IV. Порядок установления тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) по инициативе органов государственного регулирования
15. Комиссия и региональные комиссии при наличии одного или нескольких условий, перечисленных в пункте 5 настоящего Порядка, могут выдать регулируемым организациям предписание представить в месячный срок предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги).
Внесение предложений, их рассмотрение и принятие решений осуществляются в соответствии с разделами II и III настоящего Порядка.
16. В случае если регулируемая организация, осуществляющая деятельность на потребительском рынке, не представила в установленный срок предложения, региональная комиссия может самостоятельно подготовить предложения в соответствии с утвержденными Комиссией предельными величинами тарифов на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями конечным потребителям, и методическими указаниями и представить их в Комиссию на рассмотрение в качестве разногласий при государственном регулировании тарифов.
Комиссия рассматривает предложения в соответствии с настоящим Порядком и порядком рассмотрения разногласий при обращении в Комиссию, установленным Правительством Российской Федерации.
17. В случае если регулируемая организация, осуществляющая деятельность на оптовом рынке, не представила в установленный срок предложения, Комиссия может поручить экспертному совету подготовить предложения в соответствии с утвержденными предельными величинами тарифов и методическими указаниями и представить их на рассмотрение Комиссии.
Комиссия рассматривает внесенные экспертным советом предложения в соответствии с настоящим Порядком.
Постановлением предписано устанавливать начиная со II квартала 1997 г. тарифы на электрическую энергию для населения не ниже расчетной средней себестоимости производства, передачи и распределения электрической энергии в регионе для всех потребителей. Постановлением утверждены также "Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации", "Временный порядок расчета общей потребности в финансовых средствах коммерческих организаций электроэнергетики по видам регулируемой деятельности" и "Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 13 февраля 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. N 7, ст. 855
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 226 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 3 мая 2001 г. N 342
Действие Основных положений и Порядка, утвержденных настоящим постановлением, распространено на 2001 год
Постановление Правительства РФ от 31 октября 1999 г. N 1202
Постановление Правительства РФ от 5 июля 1999 г. N 781
Постановление Правительства РФ от 7 января 1999 г. N 23
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1413
Срок действия Основных положений и Порядка, утвержденных настоящим постановлением, продлен на 1999 год
Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 915
Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2001 г. N 751 указанные изменения частично признаны утратившими силу
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1998 г. N 686
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 472
Срок действия Основных положений и Порядка, утвержденных настоящим постановлением, продлен на 1998 год
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1498
Изменения, касающиеся пункта 25 Основных положений, вводятся в действие с 1 января 1998 г.
Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 472 изменения в части пункта 1 настоящего Постановления признаны утратившими силу
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1231