Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Ю.П.,
судей
Бурматовой Г. Г.,
Коренева А. С.,
при секретаре Малярик А. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ПНА к администрации городского округа Верхняя Пышма, комитету по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма о предоставлении жилого помещения участковому уполномоченному полиции ММО МВД России "Верхнепышминский" с совместно проживающими членами семьи, в качестве служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда на территории городского округа Верхняя Пышма, в виде отдельной квартиры,
по апелляционной жалобе истца на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 18.05.2015,
заслушав доклад судьи Бурматовой Г. Г., пояснения истца, представителя ответчика Администрации городского округа Верхняя Пышма ЧВГ по доверенности от ( / / ), представителя третьего лица ГУ МВД России по Свердловской области ВСВ по доверенности от ( / / ), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ПНА обратилась в суд с иском к администрации городского округа Верхняя Пышма, комитету по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма о предоставлении жилого помещения участковому уполномоченному полиции ММО МВД России "Верхнепышминский" с совместно проживающими членами семьи, в качестве служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда на территории городского округа Верхняя Пышма, в виде отдельной квартиры,
В обоснование требований указано, что она проходит службу в органах внутренних дел в должности ... с ( / / ) по настоящее время, с момента вступления в указанную должность до настоящего времени жилым помещением специализированного жилого фонда по месту службы истец не обеспечена, в связи с чем вынуждена арендовать жилое помещение. Решением жилищно-бытовой комиссии ММО МВД России "Верхнепышминский", оформленным протоколом N от ( / / ), ПНА признана нуждающейся в жилом помещении. Однако в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда ей было отказано, так как на балансе ММО МВД России "Верхнепышминский" жилого фонда не имеется. Администрация городского округа Верхняя Пышма также не имеет возможности предоставить жилое помещение ввиду его отсутствия. Законодательное регулирование порядка аренды жилых помещений территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для участковым уполномоченных отсутствует, в связи с этим полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения может быть возложена на органы местного самоуправления.
Считает, что ей фактически было отказано в реализации ее прав, предусмотренных ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции", действующего на момент принятия ее на работу в органы внутренних дел в должности участкового уполномоченного, Федеральным законом от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Определением Верхнепышмининского городского суда Свердловской области от 08.05.2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов Российской федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Свердловской области, Главное управление Министерства Внутренних дел России по Свердловской области.
В судебном заседании истец и ее представитель, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского округа Верхняя Пышма исковые требования не признала. Суду пояснила, территориальный орган не представил достаточных доказательств отсутствия у него свободного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у нее права на получение жилого помещения на условиях социального найма. Отсутствует документ, подтверждающий факт ее постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел Свердловской области, либо в органе местного самоуправления городской округ Верхняя Пышма. Кроме этого, истец в настоящий момент находится в отпуске по уходу за ребенком, не имеет возможности выполнять свои обязанности в должности участкового уполномоченного. Предоставление жилого помещения, непосредственно связано с возможностью выполнять трудовую функцию. Администрацией городского округа Верхняя Пышма П Н.А. предлагались имеющиеся жилые помещения, от которых она отказалась.
Представитель ответчика - комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 18.05.2015 исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением не согласилась истец, в апелляционной жалобе просит отменить принятое решение по делу как незаконное и не обоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что обязанность органа местного самоуправления по предоставлению участковому уполномоченному жилого помещения предусмотрена действующим законодательством, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения. Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам семьи жилого помещения муниципального жилищного фонда с наличием свободных помещений или с их финансовыми возможностями. Полагает, что истцом в материалы дела были представлены все относимые и допустимые доказательства, для удовлетворения требований и предоставления ей и членам ее семьи в качестве служебного помещения - жилое помещение муниципального жилищного фонда на территории городского округа Верхняя Пышма в виде отдельной квартиры, в соответствии с требованиями закона. Кроме этого, истец указывает на то, что ей и членам ее семьи администрацией городского округа Верхняя Пышма было предлагалось для проживания жилое помещение, непригодное для проживания, а также жилое помещение, расположенное в общежитии и несоответствующее требованиям ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика администрации городского округа Верхняя Пышма просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Дополнительно пояснил об отсутствии жилых помещений муниципального жилищного фонда свободных от прав третьих лиц.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по Свердловской области полагал решение законным и обоснованным, дополнительно пояснил об отсутствии подзаконного акта, регулирующего порядок аренды жилых помещений в целях предоставления участковым уполномоченным полиции.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика назначено на 02.09.2015, извещения о дате и времени рассмотрения направлены сторонам почтой 31.07.2015 по всем адресам, имеющимся в материалах дела, кроме того, информация о рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что указанные лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, не сообщили о причинах неявки, в том числе уважительных и таких доказательств не представили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Проверив материалы дела в соответствии с п. 1 п. 2 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда.
Судом установлено, что ПНА является сотрудником ММО МВД России "Верхнепышминский", с ( / / ) замещает должность ... , в настоящее время основании контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ( / / ).
Решением жилищно-бытовой комиссии ММО МВД России "Верхнепышминский" от ( / / ) N ПНА признана нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от ( / / ) N ПНА. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, изъявивших желание на участие в строительстве жилья на возмездной основе, составом семьи три человека.
Из имеющихся в материалах дела сведений следует, что ПНА. правообладателем недвижимого имущества, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не является.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра, и картографии, член семьи ПНА. - ПАС является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество - жилое помещение в виде ... , площадью 16, 6 кв.м., расположенной по адресу: ... на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ( / / )
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Порядок предоставления указанного жилого помещения сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, регламентирован в ст. 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Закона территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
В силу ч. 2 указанной статьи в случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилых помещений, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающих с ним членов его семьи иное жилое помещение (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ)
Из материалов дела следует, что ПНА обратилась по месту службы с рапортом о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда.
Из ответа ГУ МВД России по Свердловской области от 26.12.2014 г следует, что возможность предоставления ПНА и членам ее семьи помещения специализированного жилищного фонда отсутствует.
Из ответа администрации городского округа Верхняя Пышма от 16.02.2015 на обращение истца по вопросу улучшения жилищных условий, следует, что на территории муниципального образования жилые помещения муниципального жилищного фонда свободные от прав третьих лиц отсутствуют. Разъяснено, что в данном случае территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного, другое жилое помещение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основе тщательного исследования и анализа представленных доказательств, пришел к выводу о том, что на администрацию городского округа Верхняя Пышма не может быть возложена обязанность по обеспечению сотрудников органов внутренних дел, в том числе участковых уполномоченных, жилыми помещениями, так как возможность обеспечения жилыми помещениями предусмотрена только при наличии свободных от прав третьих лиц жилых помещений, безусловной обязанности органов местного самоуправления по обеспечению участковых уполномоченных полиции по обеспечению жилыми помещениями, действующее законодательство не предусматривает.
Кроме того, суд учел, что истец ПНА. не лишена права обеспечения территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которое арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для сотрудника, замещающего должность ... и членов его семьи, иное жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы об установленной законом обязанности органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями участковых уполномоченных не влекут отмену правильного по существу решения суда.
Действительно согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.07.2004 N 303-О, в Определении от 15.02.2005 N 58-О законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в т.ч. участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.
Однако предусмотренное в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положение о возможности предоставления жилого помещения участковому уполномоченному полиции из муниципального жилого фонда не является безусловным и безвозмездным, учитывая, что в силу Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, чья деятельность обеспечивается за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 4 и ч. 1 статьи 47).
Непосредственная обязанность по обеспечению жилыми помещениями участковых уполномоченных полиции возложена на территориальный орган федерального органа внутренних дел, и лишь в случае отсутствия специализированного жилого фонда органов внутренних дел возможно обеспечение жилым помещением из муниципального жилого фонда.
При этом предусмотренная ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, возможность передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставленных органом местного самоуправления сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, в федеральную собственность в целях формирования специализированного жилищного фонда федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, также осуществляется на возмездной основе.
Отнесение к вопросам местного значения вопрос предоставления до 01.01.2017 сотруднику, замещающему должность ... , и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не возлагает на органы местного самоуправления безусловной обязанности по обеспечению участковых уполномоченных полиции жилыми помещениями муниципального жилого фонда.
В то же время исходя из смысла, заложенного законодателем, федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность обеспечения участкового уполномоченного полиции жилым помещением и при отсутствии жилых помещений муниципального жилого фонда.
В связи с этим, при установлении факта отсутствия свободных от прав третьих лиц жилых помещений муниципального жилого фонда, следуя общеправовому принципу исполнимости судебных актов (ст. 6 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. ст. 13, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска, а соответствующий довод апелляционной жалобы, что факт отсутствия свободных жилых помещений не является значимым для разрешения настоящего дела, отклоняется судебной коллегией.
Ссылаясь на отсутствие законодательного урегулирования аренды жилых помещений, истец, тем не менее, каких-либо требований к территориальному органу внутренних дел не предъявляла, а само по себе отсутствие порядка не возлагает безусловную обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем сотрудников внутренних дел, в том числе участковых уполномоченных полиции.
Кроме того, из материалов дела следует, что от предлагаемых администрацией городского округа Верхняя Пышма истцу жилых помещений для временного проживания, истец ПНА отказалась, полагая помещения непригодными для проживания и не соответствующими требованиям, предъявляемым к служебным жилым помещениям.
Судебная коллегия, разрешая доводы апелляционной жалобы, также полагает, что установленные судом обстоятельства отсутствия оснований для обеспечения истца жильем на условиях социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, не свидетельствуют о неправильности разрешения заявленных требований о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 18.05.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Ю. П. Москаленко
Судьи:
Г. Г. Бурматова
А. С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.