Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Гылкэ Д.И.,
Захаровой О.А.,
с участием прокурора Истоминой И.В.,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16.09.2015 гражданское (административное) дело по заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 47 ГУФСИН России по Свердловской области об установлении административного надзора в отношении Галикбарова Е.В.,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица (административного ответчика) Галикбарова Е.В. на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 21.05.2015.
Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора Истоминой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заявитель Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 47 ГУФСИН России по Свердловской области обратилось в суд в порядке главы 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Галикбарова Е.В. В обоснование заявления указало, что Галикбаров Е.В. был осужден приговором ( / / ) от ( / / ) по ( / / ) Уголовного кодекса Российской Федерации и ему с учетом ст. 64, ч. 2 ст. 69 УК РФ назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. При этом в его действиях был установлен опасный рецидив преступлений. Постановлением ( / / ) от ( / / ) приговор ( / / ) от ( / / ) на основании ст. 10 УК РФ изменен, действия Галикбарова Е.В. переквалифицированы с ( / / ) УК РФ на ( / / ) УК РФ, с учетом положений ст. 64, ч. 2 ст. 69 УК РФ Галикбарову к отбытию определено 4 года лишения свободы. Осужденный подлежит освобождению из мест лишения свободы ( / / ) в связи с отбытием срока наказания, после освобождения намерен выехать на постоянное место жительство по адресу: ... В период отбывания наказания осужденный нарушал установленный порядок отбывания наказания, за что к нему применялись меры взыскания.
С учетом совершения Галикбаровым Е.В. тяжкого преступления при опасном рецидиве заявитель просил установить в отношении него административный надзор на срок погашения судимости - 6 лет с административными ограничениями в виде: запрета пребывать вне места жительства по адресу: ... в период с 23:00 до 06:00; запрета выезда за пределы ... без разрешения органов внутренних дел; обязательной явки на регистрацию в отдел внутренних дел 2 раза в месяц.
Решением суда в отношении Галикбарова Е.В. установлен административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и до постановки его на учет в отделе полиции по месту его жительства с административными ограничениями в виде: запрета пребывать вне места жительства в период с 23:00 до 06:00; запрета выезда за пределы ... без разрешения органа внутренних дел; обязательной явки на регистрацию в отдел полиции 2 раза в месяц.
Не согласившись с таким решением, лицо, в отношении которого установлен административный надзор, Галикбаров Е.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить. Указывает, что в соответствии с п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ административный надзор должен быть установлен ему на срок 6 лет, однако судом необоснованно установлен на 8 лет. Кроме того, полагает, что административный надзор является уголовным наказанием, ограничивает и нарушает его конституционные права на свободу передвижения, выбор рабочего места. Также указывает на отсутствие за время отбывания наказания дисциплинарных нарушений и нарушений режима содержания.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель заявителя (административного истца) ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по ... , не явился. Как следует из материалов дела, извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы было направлено ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по ... ( / / ) по электронной почте. Учитывая, что лицо, участвующее в деле, о времени и месте заседания судебной коллегии извещено надлежащим образом, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Заслушав заключение прокурора Истоминой И.В., полагавшей решение суда подлежащим изменению в части установленного срока административного надзора, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Как видно из материалов дела, приговором ( / / ) от ( / / ) Галикбаров Е.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ( / / ) УК РФ, и ему с учетом ст. 64, ч. 3 ст. 69 УК РФ назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. При этом в его действиях был установлен опасный рецидив преступлений (л.д. 11-13). Постановлением ( / / ) от ( / / ) приговор ( / / ) от ( / / ) на основании ст. 10 УК РФ изменен, действия Галикбарова Е.В. по ( / / ) УК РФ переквалифицированы на ( / / ) УК РФ (в редакции Федерального закона N N с учетом положений ст. 64, ч. 2 ст. 69 УК РФ к отбытию определено 4 года лишения свободы (л.д. 14).
Наказание Галикбаров Е.В. отбывал в ... , с ( / / ) в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по ... ; подлежал освобождению ( / / ) по отбытии срока наказания.
За время отбывания наказания 4 раза подвергался дисциплинарным взысканиям, поощрений не имеет; трудоустроен в ( / / ), отношение к труду и работам по благоустройству территории удовлетворительное; мероприятия воспитательного характера посещает согласно распорядка дня, администрацией учреждения характеризуется удовлетворительно (л.д. 18-19).
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Галикбарова Е.В., освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Установленные судом в отношении Галикбарова Е.В. административные ограничения определены с учетом перечня, изложенного в ч. 1 ст. 4 вышеуказанного закона, соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенных им преступлений, данным о личности и поведении осужденного в период отбывания наказания, приведенным в характеристике ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по ... , направлены на оказание индивидуального профилактического воздействия на осужденного и предупреждение совершения им преступлений и правонарушений.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судимость Галикбарова Е.В. по указанному выше приговору погашается по истечении 6 лет после отбытия наказания (п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции на момент совершения преступления).
Однако, суд, определяя срок административного надзора, в нарушение указанных положений закона, в резолютивной части решения установил Галикбарову Е.В., имеющему с учетом постановления ( / / ) от ( / / ) судимость за совершение тяжкого преступления, административный надзор на срок 8 лет.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит изменению в связи с нарушением норм материального права, с установлением Галикбарову Е.В. административного надзора на срок, установленный для погашения судимости, то есть на 6 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Вышеприведенные положения п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Вместе с тем, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 1741-О от 24.09.2012, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы Галикбарова Е.В. о назначении ему оспариваемым решением фактически уголовного наказания являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 21.05.2015 изменить в части, абзац второй резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Установить в отношении Галикбарова Е.В. административный надзор на срок 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Гылкэ Д.И.
Захарова О.А.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.