Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 сентября 2015 г. по делу N 33-13330/2015

Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 сентября 2015 г. по делу N 33-13330/2015

 

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зарубина В.Ю., судей Орловой А.И., Яковенко М.В. при секретаре Мезенцевой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 22 сентября 2015 года гражданское дело по иску ( / / ) городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению муниципальным имуществом ( / / ) о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом ( / / ), возложении обязанности

по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом ( / / ) на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 24 июня 2015 года.

Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения прокурора прокуратуры Свердловской области Даниловой А.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

( / / ) городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом ( / / )

В обоснование иска указано, что ( / / ) городской прокуратурой с привлечением специалиста ( / / ) проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о государственной охране памятников ( / / ). По результатам проверки установлено, что на территории ( / / ) городского округа расположены военно-мемориальные объекты: ( / / ). Данные мемориальные объекты возведены в период с ( / / ) по ( / / ) годы и отнесены к муниципальной собственности ( / / ) Все военно-мемориальные объекты отвечают признакам недвижимого имущества, закрепленным в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно письму ( / / ) сведения о вышеуказанных мемориальных сооружениях, как и об их собственнике в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют. Отсутствие государственной регистрации права собственности на мемориальные объекты является препятствием для выделения средств местного бюджета на реализацию мероприятий по содержанию и благоустройству, сохранению данных памятников, поддержанию их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти павших при защите Отечества, что негативно сказывается на их техническом состоянии. Бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом ( / / ) городского округа в принятии мер по государственной регистрации права собственности на мемориальные сооружения нарушает право неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, на защиту и сохранение историко-культурной среды обитания. Просил признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом ( / / ) городского округа по принятию мер к государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты: ( / / ). Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом ( / / ) городского округа не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в ( / / ) отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... с заявлением о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием ( / / ) городской округ на данные объекты.

В судебном заседании помощник ( / / ) городского прокурора Редозубов А.Н. требования и доводы искового заявления поддержал, не возражал против увеличения срока для осуществления регистрации права муниципальной собственности на памятники до четырех месяцев.

В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом ( / / ) городского округа ( / / )7 исковые требования не признала, указала, что спорные памятники не являются объектами капитального строительства, а относятся к объектам монументального искусства и являются объектами благоустройства. Получение разрешения на установку памятников и объектов монументального искусства не требуется. Установка памятников осуществляется в соответствии с Положением о порядке установки объектов монументального искусства, присвоения имен муниципальным учреждениям и территориальным единицам в ( / / ) городском округе, утвержденным постановлением ( / / ) считала достаточным сроком для обращения с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на данные памятники ( / / ) со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 24 июня 2015 года исковые требования ( / / ) городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены. Признано незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом ( / / ) городского округа, выразившееся в непринятии мер к осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности ( / / ) городского округа на объекты: ( / / ). На Комитет по управлению муниципальным имуществом ( / / ) городского округа возложена обязанность не позднее ( / / ) со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в ( / / ) отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... с заявлением о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием ( / / ) городской округ на объекты: ( / / )

В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом ( / / ) городского округа просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что спорные памятники не являются объектами капитального строительства, а относятся к объектам монументального искусства и являются объектами благоустройства; разрешение на установку памятников не требуется.

В заседание суда апелляционной инстанции Комитет по управлению муниципальным имуществом ( / / ) городского округа не явился. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом ( / / ) городского округа назначено на 22 сентября 2015 года определением от 12 августа 2015 года, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам почтой 12 августа 2015 года (л.д. 84). С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что не явившиеся лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ( / / ) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные на территории поселения или городского округа соответственно.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Статьями 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

Согласно ст. 48 Федерального закона от ( / / ) N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Установив, что памятник ( / / ), являются объектами недвижимого имущества, и что они возведены после введения в действие Федерального закона от ( / / ) N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд правомерно пришел к выводу о том, что права на данные объекты подлежат государственной регистрации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные памятники не являются объектами капитального строительства, а относятся к объектам монументального искусства и являются объектами благоустройства; разрешение на установку памятников не требуется, в связи с чем они не относятся к объектам недвижимости, не могут быть признаны состоятельными.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от ( / / ) N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от ( / / ) N 203, недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном состоянии, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

В статье 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ" законодатель расшифровывает понятие памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от ( / / ) N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Таким образом, в силу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество, не названное в этой статье. В данном случае таким законом является Федеральный закон от ( / / ) N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в силу которого произведения монументального искусства являются особым видом недвижимого имущества (ст. ст. 1, 3).

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Артемовского городского суда Свердловской области от 24 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий: В.Ю. Зарубин

 

Судьи: А.И. Орлова

М.В Яковенко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.