Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Кучеровой Р.В., Седых Е.Г.
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по апелляционной жалобе истца на решение Красногорского федерального районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 08.07.2015.
Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе (деле по тексту - Управление) ( / / ) от ( / / ) Семеновой Т.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Семенова Т.А. обратилась в суд с иском о включении спорных периодов в специальный стаж и назначении досрочной пенсии по старости.
В судебном заседании истец уточнила свои требования и просила суд признать решение Управления от 10.04.2014 об отказе Семеновой Т.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным в части;
обязать Управление включить в специальный стаж Семеновой Т.А. следующий период работы:
- с 07.04.1982 по 14.06.1982 в должности медицинской сестры в детском комбинате ( / / )
- с 09.01.1996 по 27.10.1996 в должности дежурного фельдшера отдела N ( / / ) АООТ " ( / / )";
- с 28.10.1996 по 30.04.1999 в должности дежурного фельдшера отдела N ( / / ) ОАО Уральский завод ( / / )";
- с 01.05.1999 по 30.04.2005 в должности дежурного фельдшера отдела N ( / / ) ОАО Уральский завод ( / / )";
- с 01.05.2005 по 16.10.2011 в должности фельдшера отдела N ( / / ) ОАО Уральский завод ( / / )
- с 23.08.1994 по 03.01.1996 в должности фельдшера предрейсового осмотра водителей Каменск-Уральского муниципального пассажирского автотранспортного предприятия;
- с 15.07.2013 по 28.01.2014 в должности медицинской сестры ГКОУ СО " ( / / ) детский дом".
Обязать Управление назначить Семеновой Т.А. досрочную пенсию по старости с момента возникновения права.
Истец не согласна с решением и считает, что право на включение указанных спорных периодов возникает независимо от наименования должности, учреждения, поскольку она осуществляла деятельность по охране здоровья граждан в лечебных учреждениях.
В судебном заседании истец поддержала доводы искового заявления, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Пирогова М.Н. - исковые требования не признала, поддержала доводы решения Управление от 10.04.2014. Просила в иске отказать.
Решением Красногорского федерального районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 08.07.2015 года признано решение Управления от 10.04.2014 об отказе Семеновой Т.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным в части.
Суд обязал Управление включить в специальный стаж Семеновой Т.А. период работы с 07.04.1982 по 14.06.1982 в должности медицинской сестры в детском комбинате ( / / );
- с 09.01.1996 по 27.10.1996 в должности дежурного фельдшера отдела N ( / / ) АООТ " ( / / )";
- с 28.10.1996 по 30.04.1999 в должности дежурного фельдшера отдела N ( / / ) ОАО Уральский завод ( / / )";
- с 01.05.1999 по 30.04.2005 в должности дежурного фельдшера отдела N ( / / ) ОАО Уральский завод ( / / )
- с 01.05.2005 по 16.10.2011 в должности фельдшера отдела N ( / / ) ОАО Уральский завод ( / / )".
Обязал Управление назначить Семеновой Т.А. досрочную пенсию по старости с момента возникновения права.
В остальной части требования Семеновой Т.А. оставил без удовлетворения.
Семенова Т.А. с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 15.07.2013 года по 28.01.2014 года в должности медицинской сестры ГКОУ СО " ( / / ) детский дом" не согласилась, в апелляционной жалобе просит его изменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в данной части.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания посредством предприятия связи в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановляя решение в части отказа во включении в специальный стаж периода работы 15.07.2013 года по 28.01.2014 года в должности медицинской сестры ГКОУ СО "Синарский детский дом", суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Определение того, какая профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, которое конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждения здравоохранения".
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002 года, такое учреждение, как Детский дом, не предусмотрено. Ранее действовавшими Списками Детский дом также не был предусмотрен в качестве учреждения здравоохранения.
Согласно номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н, действующей с 18.10.2013 года, Детский дом не относится к учреждениям здравоохранения.
Суд первой инстанции, исходя из наименования учреждения, указанного в документах, представленных в суд (л.д. 71-76), сделал обоснованный вывод, что Детский дом является образовательным учреждением для детей, оставшихся без попечения родителей. Правовых оснований для отнесения указанного учреждения к лечебно-профилактическому учреждению нет.
Пункт 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закрепляет, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения указанных категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания ст. 15 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (определения от 18.06.2004 года N и от 16.11.2006 года N 514-О).
Согласно действовавшему до 01.10.1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского дома, детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Действовавшие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 Список, а также право указанной категории работников на включение в специальный стаж периодов трудовой деятельности в учреждениях, не входящих в систему учреждений здравоохранения и не включенных в соответствующую Номенклатуру учреждений.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, при том, что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение.
Отказывая истцу во включении в специальный стаж ее трудовой деятельности период с 15.07.2013 года по 28.01.2014 года в должности медицинской сестры ГКОУ СО "Синарский детский дом", суд правомерно исходил из того, работа в детских дошкольных учреждениях не предусмотрена Списком должностей и работ, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского федерального районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 08.07.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Семеновой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи: Е.Г. Седых
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.