Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего Кадкина А.А.
судей Крайниковой Т.В. Шароглазовой О.Н.,
при секретаре Половове А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавалеровского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края, Муниципальному казённому общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа" п. Рудный Кавалеровского муниципального района Приморского края (МКОУ СОШ п. Рудный) о понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе Администрации Кавалеровского муниципального района
на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 15 мая 2015 года, которым исковые требования удовлетворены: на администрацию Кавалеровского муниципального района Приморского края возложил обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКОУ СОШ п. Рудный для оборудование системы видеонаблюдения. На МКОУ СОШ п. Рудный возложил обязанность в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств администрацией Кавалеровского муниципального района Приморского края оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения в соответствии со строительными нормами и правилами.
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав прокурора Заика О.В., полагавшую решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кавалеровского района Приморского обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к МКОУ СОШ п. Рудный, администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края о возложении обязанности на администрацию Кавалеровского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения в МКОУ СОШ п. Рудный, а МКОУ СОШ п. Рудный в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки деятельности указанного МКОУ СОШ п. Рудный, установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга граждан.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края с заявленными требованиями не согласился, указал, что законом прямая обязанность по оборудованию системой видеонаблюдения здания образовательной организации не предусмотрена, требования нормативных правовых актов, предусматривающих необходимость установки систем видеонаблюдения, распространяются лишь на вновь проектируемые здания и сооружения, тогда как здание МКОУ СОШ п. Рудный введено в эксплуатацию до их принятия. Кроме того, полагает, что администрация Кавалеровского муниципального района Приморского края, как собственник образовательного учреждения, несет субсидиарную ответственность в случае недостаточности у учреждения собственных денежных средств для оборудования системы видеонаблюдения.
Представитель МКОУ СОШ п. Рудный в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что действующее законодательство не содержит обязательных для образовательного учреждения требований об оснащении здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения. Кроме того, указал, что профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма сами по себе предполагают множество других способов осуществления данных полномочий, так учреждение МКОУ СОШ п. Рудный огорожено забором, ведется постоянное визуальное наблюдение, в ночное время здание находится под охраной.
Суд постановлено указанное выше решение, вынес решение, с которым не согласилась администрация Кавалеровского муниципального района, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в иске.
Судебная коллегия, выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение ряда требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Поскольку факт отсутствия системы видеонаблюдения в здании МКОУ СОШ п. Рудный, учредителем которого согласно пункту 1.8 Устава является администрация Кавалеровского муниципального района (л.д. 9) нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиками, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, обязав администрацию Кавалеровского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу, а МКОУ СОШ п. Рудный обязав оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения в соответствии со строительными нормами и правилами в течение трех месяцев с момента выделения средств.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у учредителя образовательного учреждения обязанности по принятию антитеррористической меры в виде установки системы наблюдения не являются основанием для отмены решения суда в связи с вышеизложенным.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 15 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кавалеровского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.