Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.
судей Шароглазовой О.Н., Крайниковой Т.В.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Солдатовой В.С. к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, 1 территориальному отделу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения", ФГКУ "1976 Отделение юрской инженерной службы" МО РФ о признании права собственности на квартиру, прекращении права собственности Российской Федерации на квартиру
по апелляционной жалобе представителя Солдатовой В.С. - Москаленко Д.В.
на решение Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края от 27 мая 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., выслушав пояснения представителя Солдатовой В.С. - Москаленко Д.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ - Бадюковой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истица обратилась в суд с названным иском, в обоснование указав, что 20.05.2014 между ней и ФГКУ "Востокрегионжилье" был заключен договор социального найма "адрес" на основании решения Ленинского районного суда г. Владивостока, вступившего в законную силу 28.04.2014. Она обратилась в 1 территориальный отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о намерении приватизировать указанное выше жилое помещение с просьбой заключить договор приватизации. Однако ответа на указанное заявление до настоящего времени не поступило. Просила обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" заключить с ней договор о приватизации квартиры "адрес".
Впоследствии истица уточнила исковые требования, просила признать за ней право собственности на вышеуказанную квартиру, прекратить право собственности Российской Федерации.
Представитель истицы в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду.
Представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение является служебным, имеет статус общежития и не может быть приватизировано.
Представитель ФГКУ "1976 Отделение морской инженерной службы" МО РФ в судебное заседание не явился, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Солдатова В.С., ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права.
Выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает следующее.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный жилой дом относится к специализированному жилищному фонду и имеет статус общежития, находится в оперативном управлении ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ, в муниципальную собственность не передавался, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не усмотрел.
Между тем, данный вывод суда нельзя признать верным в силу следующего.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 2 названного Закона РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 вышеназванного закона).
Статьей 11 указанного Закона предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" следует, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) (п. 5).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что на основании решения Ленинского районного суда г. Владивостока, вступившего в законную силу 28.04.2014, между Министерством обороны РФ в лице начальника 1 территориального отдела ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" и Солдатовой B.C. 20.05.2014 был заключен договор социального найма жилого помещения N, в соответствии с которым последней было предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из одной комнаты в отдельной квартире, общей площадью 22,7 кв.м., по адресу: "адрес".
Как следует из ответа МКУ "Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости", ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"- филиал по Приморскому краю, Солдатова В.С. ранее в приватизации не участвовала, право собственности на недвижимое имущество за ней не зарегистрировано.
Солдатова B.C. обратилась в 1 территориальный отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о заключении договора приватизации. Однако ответа на указанное заявление до настоящего времени в адрес Солдатовой B.C. не поступило.
Как следует из инвентарной карточки учета основных средств и сообщения Территориального управления Росимущества в Приморском крае, в реестре федерального имущества значатся сведения об объекте учета "общежитие", расположенного по адресу: "адрес", находящегося на праве оперативного управления у ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ. Между тем, указанные инвентарная карточка и ответ Росимущества, правоустанавливающими документами не являются, а распоряжение о включении квартир здания - общежития в специализированный жилой фонд отсутствует.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, решение о предоставлении Солдатовой В.С. спорного жилого помещения на условиях социального найма было принято компетентным органом с соблюдением требований жилищного законодательства.
Таким образом, учитывая, что Солдатова В.С. занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма на законных основаниях, ранее не участвовала в приватизации и не реализовала свое право на однократную бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения, судебная коллегия полагает, что заявленные требования о признании за ней права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит постановленное решение подлежащим отмене с вынесением нового решения, об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края от 27 мая 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Солдатовой В.С. удовлетворить.
Признать за Солдатовой В.С. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.