Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 06 августа 2015 г. по делу N 33-474/2015
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего
Савельева И.Г.,
судей:
Лазарева Е.В.,
Яковлева А.Г.,
при секретаре
Хлудневе А.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Псковского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2015 года по заявлению Никишина Д.В. об оспаривании действий командира в/ч 11111, связанных с отказом указать в проекте приказа об исключении из списков личного состава части сведений об его праве на дополнительные сутки отдыха.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.Г., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Никишин с 16 августа 2013 года по 1 сентября 2014 года находился в составе миссии Организации объединенных наций (далее - ООН) по проведению референдума в Западной Сахаре в качестве военного наблюдателя.
После возвращения из миссии командир в/ч 11111 по рапорту Никишина предоставил ему 69 дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни во время участия в проведении миротворческой операции с 21 октября по 28 декабря 2014 года.
Никишин в рапорте от 20 февраля 2015 года указал, что считает непрерывное предоставление ему этих суток отдыха незаконным, поскольку часть из них приходилась на субботу, воскресенье и праздничные дни. В связи с этим заявитель просил включить в проект приказа об исключении из списков личного состава указание о праве на 20 фактически неиспользованных суток отдыха.
Тем не менее, командующий войсками ВО приказом от 24 февраля 2015 года N68 исключил Никишина из списков личного состава части в связи с переводом к новому месту службы с 10 марта 2015 года, а командир в/ч 11111 письмом от 10 марта 2015 года сообщил заявителю об отсутствии оснований для удовлетворения его обращения.
Никишин обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ командира в/ч 11111 указать в проекте приказа об исключении из списков личного состава части сведения об его праве на 20 дополнительных суток отдыха.
Псковский гарнизонный военный суд решением от 30 апреля 2015 года отказал Никишину в удовлетворении заявления.
Полагая, что Никишин с 16 августа 2013 года по 1 сентября 2014 года состоял в распоряжении другого должностного лица (начальника Главного управления (далее - ГУ)), суд посчитал необоснованным предъявление к командиру в/ч 11111 требований, связанных с дополнительными сутками отдыха.
Поскольку служебная командировка не включена в утвержденный приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 года N 492 перечень мероприятий, проводящихся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, то данное время не должно компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, ссылаясь на неправильное определение судом имеющих значение для дела обстоятельств и нарушение норм материального права, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение о полном удовлетворении требований Никишина.
Автор жалобы полагает необоснованным отказ в удовлетворении заявления по мотиву нахождения в распоряжении начальника ГУ, поскольку Никишин в его распоряжение зачислен лишь за месяц до конца командировки. Представляя новые доказательства, представитель заявителя считает ошибочной ссылку во вступившем в силу решении Псковского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2014 года на зачисление в распоряжение с момента направления в миссию ООН (с 16 августа 2013 года).
Кроме того, суд не учел, что в силу приказа Минобороны России от 10 ноября 1998 года N 492 в перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, входит участие Никишина в проведении миротворческой операции.
При этом автор жалобы указывает, что заявитель не просил предоставить ему дополнительные сутки отдыха, а лишь ставил вопрос о надлежащем использовании тех предоставленных командиром в/ч 11111 суток отдыха, которые приходились на субботу, воскресенье и праздничные дни.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" объем гарантированных государством прав и свобод определяется статусом военнослужащих.
Действительно, предоставление военнослужащим РФ дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, а также за участие в мероприятиях, которые при необходимости проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, регламентировано пунктами 1, 3 статьи 11 данного Федерального закона, "Порядком учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха", утвержденным Указом Президента РФ N1237 от 16 сентября 1999 года (Приложение N2 к Положению о порядке прохождения военной службы), а также приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 года N492 (в редакции приказов от 20 января 2009 года N16 и от 14 февраля 2010 года N80).
Указанные нормативно-правовые акты содержат предписания, обязывающие соответствующих воинских должностных лиц Вооруженных Сил РФ совершить определенные действия, направленные на их исполнение, заключающиеся, в том числе, в документальном оформлении решений командования о привлечении военнослужащих к сверхурочным работам, учете времени переработок, в расчете количества причитающихся дополнительных суток отдыха, и т.п.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не содержит указаний на то, что вышеперечисленные нормативно-правовые акты распространяются на военнослужащих, которые проходят военную службу не в составе Вооруженных Сил РФ и не на воинских должностях, а направляются, в частности, в международные организации (в миссии ООН).
Более того, пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 этой же статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 года N1390-О данное законодательно закрепленное отличие правового регулирования деятельности указанной категории военнослужащих не является отступлением от конституционного принципа равенства.
Поскольку Западная Сахара не входит в перечень государств, содержащийся в пункте 3 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то в силу пункта 4 этой же статьи статус Никишина во время нахождения в указанном государстве определяется в соответствии с заключенными Российской Федерацией международными договорами.
Резолюцией S/RES/690 от 29 апреля 1991 года (MINURSO) создана миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре.
Согласно письму МИД России от 18 апреля 2000 года N772/дмо направление персонала (военных наблюдателей) осуществляется в соответствии с "Типовым соглашением между ООН и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций ООН по поддержанию мира" (документ Генеральной Ассамблеи ООН NА/46/185 от 23 мая 1991 года).
В соответствии с ним предоставляемый персонал в течение всего срока своего прикомандирования в состав операции ООН по поддержанию мира остается на национальной службе, но находится под командованием ООН в лице Генерального секретаря. На местах его полномочия осуществляются главой миссии, который подчиняется Генеральному секретарю. При этом правовое положение персонала определено "Типовым соглашением о статусе сил по проведению операций по поддержанию мира" (документ Генеральной Ассамблеи ООН NА/45/594 от 9 октября 1990 года), в силу пункта 26 которого военные наблюдатели считаются экспертами, выполняющими поручения по смыслу статьи VI "Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года.
В развитие перечисленных норм Генеральным секретарем ООН установлены "Положения о персонале ООН и правила о персонале" ST/SGB/2002/1 от 1 января 2002 года, предусматривающие условия предоставления отпусков (в том числе "отпуска на родину"), привлечения к сверхурочной работе направленных в миссии сотрудников, а также порядок выплаты компенсации за сверхурочную работу и предоставления отгулов.
Очевидно, что порядок и условия предоставления отдыха за сверхурочную работу, регламентированные указанными нормативными актами и обязательные для персонала миссии ООН, не распространяются на должностных лиц в/ч 11111.
В свою очередь, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Указ Президента РФ N1237 от 16 сентября 1999 года и приказ Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 года N492, регламентирующие схожие вопросы, для главы миссии и Генерального секретаря ООН не обязательны, и на военных наблюдателей не распространяются.
Также судебная коллегия считает необходимым указать, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие привлечение заявителя в этот период к сверхурочной работе. Никишин же свои утверждения о праве на оспариваемые сутки отдыха обосновывает лишь самостоятельно произведенным им подсчетом количества выходных и праздничных дней, приходившихся на время его пребывания в Западной Сахаре в составе миссии ООН.
Поскольку Никишин с 16 августа 2013 года по 1 сентября 2014 года военную службу на воинских должностях и в составе Вооруженных Сил РФ не проходил, а исполнял обязанности военного наблюдателя, подчиняясь главе миссии ООН в Западной Сахаре и Генеральному секретарю ООН, то он не вправе претендовать на получение от государства в лице Минобороны России (в/ч 11111) суток отдыха за этот период в порядке, установленном внутренним законодательством Российской Федерации.
При таких условиях судебная коллегия соглашается с выводом гарнизонного военного суда об отсутствии у командира в/ч 11111 законных оснований для предоставления Никишину оспариваемых дополнительных суток отдыха за время работы в миссии ООН, а также внесения в проект приказа об исключении из списков личного состава части сведений о праве заявителя на такие сутки отдыха.
Обстоятельства зачисления Никишина в распоряжение начальника ГУ и командира в/ч 11111, а также предоставления этим командиром 69 суток отдыха за время работы в миссии ООН не имеют значения для дела, так как не опровергают указанные выводы, обусловленные наличием у него статуса военного наблюдателя.
Имеющиеся в жалобе ссылки на необходимость применения при рассмотрении настоящего дела положений приказа Минобороны России от 10 ноября 1998 года N 492 являются беспредметными, поскольку Никишин участия в миротворческих операциях в составе воинских подразделений Вооруженных Сил РФ не принимал.
Иные доводы жалобы правового значения не имеют, и не могут служить основанием к отмене либо изменению обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2015 года по заявлению Никишина Д.В. об оспаривании действий командира в/ч 11111, связанных с отказом указать в проекте приказа об исключении из списков личного состава части сведений об его праве на дополнительные сутки отдыха, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.