Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего уполномоченного по ОВД Энгельсского межрайонного отдела Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (далее Энгельсский межрайотдел УФСКН России по Саратовской области) Рощиной О.В. на постановление Новоузенского районного суда Саратовской области от 21 июля 2015 года, которым прекращено за отсутствием состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Государственного учреждения здравоохранения "Александрово - Гайская районная больница" (далее ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ"),
УСТАНОВИЛ:
постановлением Новоузенского районного суда Саратовской области от 21 июля 2015 года производство по делу о привлечении ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, старший оперуполномоченный по ОВД Энгельсского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Саратовской области подполковник полиции Рощина О.В. выражает несогласие с вышеназванным постановлением, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что ГУЗ СО "Александрово-Гайская районная больница" допустило нарушение законодательства в сфере легального оборота наркотических средств. Так, в учреждении не создана комиссия для решения задач о назначении наркотических лекарственных препаратов, внесенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N (далее наркотические средства и психотропные вещества списков II и III) при амбулаторном лечении; в организующем приказе по учреждению не предусмотрен состав врачебной комиссии по назначению наркотических средств и психотропных веществ списков II и III; в состав комиссии для проведения ежемесячной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, лекарственных средств для медицинского применения списка III в помещении N 3, созданной организующими приказами главного врача ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" от 12 января 2015 года N 2 (п. 2.7.3) и от 06 мая 2015 года N 98 (п. 2.7.3) входят члены комиссии, не имеющие допуск к работе с наркотиками: К.Т.С., О.Н.В.; руководителем учреждения не назначены конкретные лица, ответственные за ведение и хранение специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ по подразделениям (п. 6.4 организующего приказа); журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в помещении N 3, не скреплен подписью руководителя учреждения и печатью юридического лица; в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ помещения N при отпуске наркотического средства омнопон (операции N и N 8) отсутствует подпись лица, ответственного за ведение и хранение данного журнала; в журнале учета специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства в лечебно-профилактических учреждениях ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" не указан вид расхода уничтожения специальных рецептурных бланков NN 249687, 249688, 249689 (согласно журналу данные специальные рецептурные бланки должны быть в наличии, однако согласно акту на уничтожение испорченных или неиспользованных рецептурных бланков на наркотические средства и психотропные вещества от 25 сентября 2014 года бланки уничтожены); инвентаризация специальных рецептурных бланков постоянно действующей комиссией по поликлинике ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" осуществляется формально (выявлены расхождения записей в журнале специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства в лечебно-профилактических учреждениях ГУЗ СО "Александрово- Гайская РБ", в актах инвентаризации от 03 октября 2014 года и 12 января 2015 года указано, что наличие специальных рецептурных бланков в количестве трех штук соответствует записи в журнале регистрации и учета рецептурных бланков. Фактически на 03 октября 2014 года специальных рецептурных бланков на наркотические средства на хранении не было. Постоянно действующая комиссия по поликлинике ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" с февраля 2015 года проверку состояния хранения, учета фактического наличия и расхода специальных рецептурных бланков на наркотические средства и психотропные вещества не проводила, соответствующие акты не составлялись.
Автор жалобы полагает, что вопреки выводам суда в действиях ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, а при рассмотрении дела судом допущено существенное нарушение процессуальных норм.
В судебном заседании защитник ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" Карагушинова З.Н. просит жалобу отклонить.
Заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив решение суда в полном объеме, нахожу постановление судьи Новоузенского районного суда Саратовской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
Из материалов дела следует, что оперуполномоченным по ОВД Энгельсского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Саратовской области подполковником полиции Рощиной О.В. на основании требования заместителя прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области от 15 мая 2015 года проведена проверка соблюдения ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" требований законодательства при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Проверкой установлены нарушения ст. ст. 10, 25, 38, 39 Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", п. 3.7.1 раздела III, п. 5 приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 года N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", п. 4.7, 4.11 раздела II, п. 5, 7, 8 раздела III приказа Минздравсоцразвития РФ от 05 мая 2012 года N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", п. п. 4, 6, 7, 11 постановления Правительства РФ от 06 августа 1998 года N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", п. п. 6, 7, 12 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года N 644, п. п. 2, 5, 9 Порядка регистрации, учета и хранения специальных рецептурных бланков на наркотические средства или психотропные вещества, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 августа 2012 года N 54н, п. 21 раздела II Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 года N 1175н.
По итогам проверки 12 июня 2015 года оперуполномоченным по ОВД Энгельсского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Саратовской области подполковником полиции Рощиной О.В. в отношении ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу в отношении ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, районный суд указал, что указанная норма предусматривает ответственность за нарушение законодательства по обороту наркотических средств, отнесенных к списку I и таблице I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Вместе с тем из протокола об административном правонарушении следует, что ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" допущены нарушения законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в отношении препаратов, включенных в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681
С данным выводом суда согласиться нельзя.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку. Персональную ответственность за осуществление контроля за исполнением положений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, несет руководитель юридического лица (ч. 1). Юридическим лицом, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, должны быть предусмотрены условия для обеспечения учета и сохранности наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в Список I прекурсоров и наркосодержащих растений (ч. 2).
По смыслу вышеизложенных положений указание в диспозиции ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ на Список I и Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, относится только к прекурсорам. Требования, изложенные в данных нормах, распространяются в отношении наркотических средств, психотропных веществ независимо от того, в какой из списков Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, они включены.
В соответствии с пунктами 4, 12 статьи 30 Федерального закона от 8 января 1998 г. N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ) к мерам контроля за оборотом прекурсоров, относятся, в частности, установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 419 утверждены Правила представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила предоставления отчетов) и Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила ведения и хранения журналов).
Пунктами 2, 6, 8 Правил ведения и хранения журналов установлено, что при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров (далее - операции), подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций (далее - журнал). Записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции. В журналах указываются как наименования прекурсоров в соответствии со списками I и IV Перечня, так и иные их наименования, под которыми они получены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В силу пункта 5 Правил ведения и хранения журналов лиц, ответственных за ведение и хранение журналов, назначает руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии в совершенном ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, основан на неверном толковании диспозиции указанной выше статьи, устанавливающей административную ответственность за нарушения правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, включенных во все разделы Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, является преждевременным, сделанным на основе невыясненных по делу обстоятельств, в нарушение требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ и не позволил всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судом не были исследованы все имеющие для данного дела обстоятельства, в частности, журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на предмет их ведения в соответствии с правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, соблюдение порядка регистрации, учета и хранения специальных рецептурных бланков на наркотические средства или психотропные вещества, законность состава комиссии для проведения ежемесячной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Полагаю, что судом допущены существенные нарушения норм процессуального права. Следовательно, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ в отношении ГУЗ СО "Александрово-Гайская РБ" нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Новоузенский районный суд Саратовской области.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Новоузенского районного суда Саратовской области от 21 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Александрово-Гайская районная больница" отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Александрово-Гайская районная больница" возвратить в Новоузенский районный суд Саратовской области на новое рассмотрение.
Судья Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.