Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Совкича А.П.,
при секретаре Белохвостовой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжова В.А., Рыжовой С.С. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, комитету по управлению имуществом г. Саратова, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о взыскании социальной выплаты, по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 01 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Чурикова С.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя истцов - Полышева Ю.А., комитета по управлению имуществом г. Саратова - Алакина С.О. исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыжов В.А. и Рыжова С.С. обратились в суд с иском к ответчикам о взыскании социальной выплаты, в обоснование которого указали, что решением Фрунзенского районного суда г. Саратова признан незаконным отказ комитета по управлению имуществом г. Саратова в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения семьи, состоящей из Рыжова В.А., Рыжовой С.С., Р.Д.В., Р.А.В. в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и комитет по управлению имуществом г. Саратова обязали выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Апелляционным определением Саратовского областного суда вышеуказанное решение суда первой инстанции в указанной части оставлено без изменения. Для принудительного исполнения решения Фрунзенского районного суда г. Саратова был выдан исполнительный лист, который был предъявлен в службу судебных приставов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области признано незаконным бездействие министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области выразившееся в невыдаче комитету по управлению имуществом г. Саратова бланка свидетельства о праве на получение семьей Рыжовых социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Кроме того суд обязал министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить семью Рыжова В.А. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области семья Рыжовых была внесена в дополнительный список на получение социальных выплат в 2014 году. Администрацией муниципального образования "Город Саратов" выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в размере 598 500 руб. на территории Саратовской области, которое направлено для получения денежных средств в ОАО "Сбербанк России" филиал Саратовское отделение. До настоящего времени денежные средства на лицевой счет истца - Рыжовой С.С. не поступили. Кроме того, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отказало в предоставлении вышеуказанной социальной выплаты семье Рыжовых, так как на день составления дополнительного списка от 10 февраля 2014 года возраст ФИО1 составил "данные изъяты" и предоставление социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных на реализацию подпрограммы, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Просили взыскать с комитета по управлению имуществом г. Саратова, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пользу Рыжова В.А., Рыжовой С.С. подтвержденную судом сумму социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 598500 руб., а также взыскать с комитета по управлению имуществом г. Саратова, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пользу Рыжова В.А. оплаченную государственную пошлину в размере 9185 руб.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено Управление по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Кировского районного суда города Саратова от 01 июня 2015 года исковые требования удовлетворены. С министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу Рыжовых взыскана социальная выплата на приобретение жилого помещения в размере 598500 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 9185 руб.
В удовлетворении требований Рыжовых к комитету по управлению имуществом г. Саратова, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Управлению по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" - отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней министерство строительства и ЖКХ Саратовской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ просило рассмотреть дело в отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за Доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Улучшение жилищных условий молодых семей, постоянно зарегистрированных на территории области, осуществляется в соответствии с "Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы па получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ списка молодых семей - претендентов на получение выплат в соответствующем году. Порядок формирования списка молодых семей-участников подпрограммы жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года N 356-П "О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья".
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на основании списков молодых семей - участников подпрограммы изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29 марта 2012 года по делу N 2-549/12 признан незаконным отказ Комитета по управлению имуществом г. Саратова в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения семьи, состоящей из Рыжова В.А., Рыжовой С.С., Р.Д.В., Р.А.В. в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и на Комитет по управлению имуществом г. Саратова возложена обязанность выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 11-14).
Апелляционным определением Саратовского областного суда от 19 июля 2012 года по делу N 31-3284 вышеуказанное решение суда первой инстанции в указанной части оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 июля 2013 года по делу N А571223/2013 признано незаконным бездействие министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области выразившееся в невыдаче Комитету по управлению имуществом г. Саратова бланка свидетельства о праве на получение семьей Рыжовых социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. На министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность включить семью Рыжова В.А. в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в текущем 2013 г. по муниципальному образованию "Город Саратов" Саратовской области и выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2013 года казанное решение Арбитражного суда Саратовской области оставлено без изменения.
18 октября 2013 года выдан исполнительный лист на принудительное исполнение Арбитражного суда Саратовской области.
10 февраля 2014 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области семья Рыжовых была внесена в дополнительный список N 39.021 на получение социальных выплат в 2014 году.
31 марта 2014 года Администрацией муниципального образования "Город Саратов" выдано свидетельство N 39МСФОБ 13.021 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, в котором указано, что молодой семье Рыжовых предоставляется социальная выплата в размере 598500 руб. на территории Саратовской области (л.д. 38).
04 апреля 2014 года вышеуказанное свидетельство направлено для получения денежных средств ОАО "Сбербанк России" филиал Саратовское отделение.
До настоящего времени денежные средства на лицевой счет истца - Рыжовой С.С. не поступили.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в письме N от 05 сентября 2014 года отказало в предоставлении социальной выплаты семье Рыжовых, так как на день составления дополнительного списка N 39.01 от 10 февраля 2014 года возраст Рыжова В.А. составил "данные изъяты" и предоставление социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных на реализацию подпрограммы, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Разделом IV Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" предусмотрено, что основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование мероприятий подпрограммы и средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Разделом V Подпрограммы предусмотрено, что социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе, за счет субсидий из бюджета субъекта РФ.
Согласно п. 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы) уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ, принимаемый для расчета размера субсидий, не может составлять больше 95 процентов и меньше 5 процентов расходного обязательства.
В адрес министерства администрацией муниципального образования "Город Саратов" направлялось соответствующее письмо от 29 июля 2014 года N о внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2014 году, а также о выделении средств семье Рыжовых за счет бюджета Саратовской области и бюджета РФ, однако министерство в письме от 05 сентября 2014 года N указанное требование в добровольном порядке исполнять отказалось.
Разрешая заявленные требования, проанализировав вышеуказанные нормы права и исследованные в судебном заседании доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, учитывая обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решениями Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29 марта 2012 года, Арбитражного суда Саратовской области от 31 июля 2013 года, выдачу семье Рыжовых свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, в котором указано, что молодой семье Рыжовых предоставляется социальная выплата в размере 598500 руб. на территории Саратовской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Рыжова В.А. и Рыжовой С.С. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, которое обязано исполнить публично-правовые обязательства, установленные положениями федеральной целевой программы к которым также относятся условия софинансирования Саратовской области и РФ социальной выплаты на приобретение жилого помещения для семьи Рыжовых.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, комитету по управлению имуществом г. Саратова, Управлению по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов" судом первой инстанции обоснованно отказано, поскольку истцами не предоставлено доказательств нарушения их прав со стороны указанных ответчиков.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, и не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Доводы жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для их иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств не свидетельствует о незаконности постановленного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327.1-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 01 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.