Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пыжовой И.А.,
судей Вершинина А.В., Лобановой Н.В.,
при секретаре судебных заседаний Драчевой Т.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 31 августа 2015 года дело по апелляционному представлению прокурора Вельского района Архангельской области на решение Вельского районного суда Архангельской области от 16 июня 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований прокурору Вельского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании пункта 1.8 Правил приема граждан на обучение в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N1 г. Вельска" незаконным и недействующим отказать.".
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Вельского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании пункта 1.8 Правил приема граждан на обучение в муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1 г. Вельска" (далее - Правила приема), утвержденных приказом директора муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 г. Вельска (далее - МБОУ "СОШ N 1 г. Вельска") от 26 июня 2014 года N 422, незаконным и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки законности установленного порядка выявлены нарушения действующего законодательства. Пунктом 1.8 Правил приема предусмотрено, что для приема в учреждение родители (законные представители) ребенка должны предъявить, в том числе свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории. В нарушение требований законодательства, оспариваемые положения Правил приема связывают выбор гражданами образовательного учреждения с наличием регистрации по месту жительства или месту пребывания на закрепленной за образовательным учреждением территории, что противоречит нормам ст.ст. 19, 43 Конституции РФ и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нарушает права неопределенного круга лиц (детей) на получение доступного общего образования в учреждении.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Архангельской области Ржавитина Н.В. поддержала заявленные требования.
Представители заинтересованного лица МБОУ "СОШ N 1 г. Вельска" Боковикова Л.А. и Никитина О.В. с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что оспариваемые положения Правил приема приняты в строгом соответствии с Порядком Приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 года N32, которое содержит аналогичные положения. При этом, Правила приема не содержат оснований для отказа в зачислении ребенка в случае не предоставления документов, подтверждающих проживание на закрепленной территории. Отказ возможен только в случае отсутствия свободных мест.
Представитель заинтересованного лица Управления образования МО "Вельский муниципальный район" Перевезенцева Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился прокурор Вельского района Архангельской области Семенов С.П. В поданном апелляционном представлении просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование доводов представления указывает на неправильное применение судом норм материального права. Также указывает, что судом не дано надлежащей оценки доводам заявления о том, что действующее законодательство гарантирует получение детьми образования непосредственно по месту своего фактического жительства, не ставя в зависимость реализацию права на выбор учебного учреждения от наличия регистрации на закрепленной за учреждением территории. Считает ошибочным вывод суда о том, что не предоставление документа о регистрации ребенка по месту жительства либо пребывания на закрепленной территории не является основание для отказа в приеме в образовательное учреждение.
В поданных возражениях на апелляционное представление директор МБОУ "СОШ N 1 г. Вельска" Боковикова Л.А. и представитель Управления образования МО "Вельский муниципальный район" Потапова Л.Г. просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав прокуроров Королеву Г.И., Бабицкую Д.Э., подержавших доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, приказом директора МБОУ "СОШ N1 г. Вельска" от 26 июня 2014 года N 422 утверждены Правила приема граждан на обучение в муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1 г. Вельска ( далее по тексту Правила).
Согласно п. 1.8. Правил для приема в учреждение родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, являющихся гражданами Российской Федерации, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют:
- оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя;
- свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка.
По результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения МБОУ "СОШ N 1 г. Вельска" законодательства Российской Федерации об образовании, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что требования пункта 1.8. Правил о необходимости предоставления дополнительного документа - свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории является незаконным, поскольку ставит в зависимость право ребенка на выбор учреждения от наличия регистрации на закрепленной за образовательным учреждением территории.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о законности оспариваемых Правил.
С данным выводом судебная коллегия согласна в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, к котором, в частности, относится обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Как предусмотрено частью 2 статьи 67 названного Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3 статьи 67).
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4 статьи 67).
Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года N 32.
В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка для приема в образовательную организацию родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории; родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.
Таким образом, оспариваемые положения п.1.8. Правил полностью воспроизводят положения вышеуказанного Порядка, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года N 32.
Сравнительный анализ оспариваемых положений пункта 1.8. Правил с приведенными выше положениями федерального законодательства, в том числе регулирующих организационные вопросы, связанные с реализацией права на поступление детей на получение основного общего и среднего общего образования, позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что оспариваемые положения не предполагают отказ в зачислении в образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации на закрепленной территории.
При этом из содержания оспариваемого пункта Правил следует, что документ о регистрации на закрепленной за учреждением территории предоставляется только родителями, дети которых проживают на данной территории, то есть имеют такую регистрацию, что служит обеспечением права детей на доступность образования, в том числе пешеходную. Родители, дети которых не проживают на закрепленной за учреждением территории, такого документа согласно пункту 1.8. Правил предоставлять не должны.
Согласно п.1.6. Правил, а также п.3.11.5. Устава МБОУ "Средняя школа N 1 г.Вельска" основанием для отказа в принятии граждан в учреждение является только отсутствие свободных мест, что в полной мере согласуется с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Довод апелляционного представления о дискриминационном характере оспариваемых положений пункта 1.8. Правил является необоснованным, поскольку иной порядок, напротив, допускал бы возможность отказа в приеме в образовательное учреждение по мотивам отсутствия свободных мест детям, проживающим рядом с учреждением, что привело бы к нарушению их прав на доступность образования, в том числе пешеходную.
Следует отметить, что в ходе рассмотрения дела прокурором не представлено доказательств того, что в результате применения оспариваемых положений имел место необоснованный отказ в приеме ребенка в учреждение по причине отсутствия у ребенка регистрации по месту жительства или месту пребывания на закрепленной территории. При этом оценка фактов совершения лицами фиктивной регистрации находится за пределами предмета рассмотрения настоящего заявления.
Иные доводы представления являются аналогичными изложенным в заявлении, всем им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, фактически доводы представления сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявления прокурора.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, нарушений норм материального и процессуального закона не допущено, то оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 16 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Вельского района Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий И.А.Пыжова
Судьи А.В.Вершинин
Н.В.Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.