Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.А., Ворожцовой Л.К.,
при секретаре: Паниной Т.А.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела МВД России по Крапивинскому району ГУ МВД России по Кемеровской области на решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 10 июля 2015 года
по иску прокурора Крапивинского района в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по Крапивинскому району о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Крапивинского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по Крапивинскому району о понуждении к совершению действий.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Крапивинского района в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и соблюдении прав лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по Крапивинскому району выявлены существенные нарушения Федерального законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
В соответствии с Законом РФ от 15.07.1995 г. N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", одной из функций ИВС является обеспечение установленного режима и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС, а также осуществление гарантированных законом прав.
В целях реализации указанных задач в штате ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району имеется фельдшер, который проводит медицинские осмотры, а также оказывает лицам, содержащимся в ИВС, первую медицинскую помощь.
Одной из основных задач работника ИВС, в соответствии с требованиями раздела 2 Инструкции "О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел", утвержденной Приказом МВД России N 1115 от 31.12.1999 г., является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.
При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют амбулаторно-поликлиническую первичную медико-санитарную помощь, а также проводят медицинские осмотры при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС.
В ходе проведения проверки деятельности ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району установлено, что лицензии на осуществление медицинской деятельности Отдел МВД не имеет, однако, фактически ее осуществляет, что подтверждается соответствующими журналами медицинских осмотров лиц, содержащихся под стражей.
В нарушение указанных норм в ИВС отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности, хотя в штате ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району имеется медицинский работник, который проводит медицинские осмотры и оказывает подозреваемым и обвиняемым необходимую первичную медицинскую помощь.
Отсутствие лицензии на медицинскую деятельность ставит под угрозу оказание качественных медицинских услуг лицам, содержащимся в данном учреждении, нарушает их право на медицинское обслуживание и контроль за качеством оказания медицинских услуг, гарантированные государством.
В нарушение указанных требований законодательства РФ в помещении ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району отсутствует дезинфекционная камера и санитарно-пропускной пункт, что является нарушением условий содержания подозреваемых и обвиняемых.
Прокурор просил обязать Отдел МВД России по Крапивинскому району получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания, а также организовать в помещении ИВС санитарно - пропускной пункт и дезинфекционную камеру.
В судебном заседании помощник прокурора Крапивинского района Хорошенькова И.А., поддержала иск.
Представитель ответчика Отдела МВД России по Крапивинскому району - ФИО7, не признал иск.
Решением Крапивинского районного суда Кемеровской области от 10.07.2015 г. постановлено (л.д. 38-41):
Исковые требования прокурора Крапивинского района в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по Крапивинскому району о понуждении к совершению действий, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Отдел МВД России по Крапивинскому району получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания, а также организовать в помещении ИВС санитарно-пропускной пункт и дезинфекционную камеру, установив срок исполнения до 31.12.2016 г.
В апелляционной жалобе представитель Отдела МВД России по Крапивинскому району - ФИО7, просит отменить решение суда (л.д. 42-44).
Указывает, что медико-санитарное обеспечение, санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, выполняются в соответствии с разделом XIV Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ N 950 от 22.12.2005 г. В штате ИВС имеется медицинский работник.
При поступлении подозреваемых и обвиняемых в ИВС, освобождении из него, передаче конвою проводятся медицинские осмотры. При необходимости производится медицинское освидетельствование подозреваемых и обвиняемых медицинскими работниками МБУЗ "Крапивинская ЦРБ". В целом условия содержания в ИВС являются удовлетворительными.
Требования истца устранить не предоставляется возможным в виду конструктивной особенности помещений и малой площадью ИВС, что не позволяет провести в ИВС перепланировку.
Судом при вынесении решения не приняты во внимание положения законодательства, касающиеся порядка финансирования и выделения денежных средств для проведения перепланировки и ремонтных работ в помещениях ИВС (необходимо дополнительное целевое финансирование со стороны МВД РФ), в связи с чем решение суда затрагивает права и законные интересы третьих лиц, не привлеченных к участию в деле.
Прокурор, участвующий в деле - Хорошенькова И.А., подала возражения на апелляционную жалобу (л.д. 54-55).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителя ответчика - Скуратова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего решение суда отменить, прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Маслакову О.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежащим, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291, установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющемся Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291, помимо прочих числится такой вид работ (услуг) как медицинские осмотры (предварительные, периодические, профилактические).
Из материалов дела следует, что при проведении прокуратурой Крапивинского района проверки соблюдения законодательства при осуществлении медицинской деятельности в ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области установлено, что с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых, каждое лицо, согласно Приказу МВД России от 22.11.2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых", Приказа МВД России от 07.03.2006 г. N 140 ДСП "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" при поступлении в ИВС и освобождении из него проходит медицинский осмотр с регистрацией результатов в медицинском журнале фельдшером ИВС, имеющим сертификат по специальности "лечебное дело".
В ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области работает фельдшер, в должностной инструкции которого указано в том числе на его функциональную обязанность (помимо прочих) по осуществлению ежедневные медицинских осмотров для определения состояния здоровья, в частности для выявления инфекционных и паразитарных заболеваний, а также наличия телесных повреждений у поступающих, в том числе, после проведения процессуальных действий вне ИВС, содержащихся, освобождаемых и передаваемых конвою для этапирования в изоляторы в любое время суток, а также перед применением к ним наручников, связывания, при водворении в карцер, с занесением данных осмотров в медицинскую документацию, выдачу письменных справок, в пределах своей компетенции, о возможности содержания лиц в ИВС и их конвоирования (п. 5.9 должностной инструкции на л.д. 14-21).
Лицензия на осуществление медицинской деятельности у Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области отсутствует.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области осуществляется медицинская деятельность в виде проведения медицинских осмотров поступающих и содержащихся в нем лиц.
Обязанность проведения медицинским работником ИВС медицинских осмотров закреплена и действующими нормативно-правовыми актами.
Так, в соответствии с п. 124 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых лиц при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.1999 г. N 1115/475 утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 8.1, 8.2 Инструкции при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС; оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи.
Разрешая спор, в части исковых требований об обязании ответчика получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку осуществляемые в ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области медицинские осмотры, проводимые в рамках амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, являются медицинской деятельность, подлежащей лицензированию.
Дело, в указанной части постановленного судом решения, рассмотрено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены в указанной части и удовлетворения жалобы ответчика не имеется.
На основании ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с п. 11 Приказа МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 г. "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел" все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней.
Пункт 14 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", также предусматривает необходимость прохождения вновь прибывшими подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) данных лиц должны быть обработаны в дезинфекционной камере.
Факт отсутствия санпропускника и дезинфекционной камеры в ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области подтвержден документально и ответчиком не оспаривался.
Разрешая требования истца об обязании ответчика организовать в помещении ИВС санитарно-пропускной пункт и дезинфекционную камеру, суд руководствовался п. 14 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", исходил из того, что необходимость оборудования санпропускника с дезинфекционной камерой предусмотрена законом, их отсутствие нарушает права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области.
Действительно данная норма предусматривает необходимость прохождения санитарной обработки в санпропускнике ИВС вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых, и проведение дезинфекционной обработки вещей указанных лиц.
Между тем, п. 14 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" не содержит требование о строительстве санпропускника с дезинфекционной камерой, при их отсутствии. Напротив, указывает, на то, что при отсутствии санпропускника в ИВС обработка проводится в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Из толкования ст. 13 ГПК РФ следует, что решение суда должно быть исполнимым.
Обязанность оборудования помещений ИВС дезинфекционными камерами установлена Сводом правил 12-95 "Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России" от 01.07.1995 г. Согласно разделу 1 которых, нормы указанной инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел (милиции).
В соответствии с п. 17.25, 17.26, 17.28 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России от 01.07.1995 г., областью применения которой является разработка проектов на строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел (милиции) - санитарные пропускники должны размещаться на первом этаже в обособленном отсеке, иметь сообщение с комнатой обыска и удобный проход из блока камерных помещений. В санитарном пропускнике между дезинфекционной камерой и душевыми необходимо устраивать перегородку с окном для приема и выдачи обработанной одежды. В санитарных пропускниках ИВС душевые необходимо устраивать с учетом обеспечения изоляции лиц, содержащихся в разных камерах.
Из материалов дела следует, что здание Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области, в котором находится ИВС, построено в 1971 г., до принятия вышеуказанной инструкции.
Из пояснений представителя ответчика усматривается, что в связи с отсутствием помещений, подходящих под обустройство санитарного пропускника и дезинфекционной камеры (отдельное помещение большой площади), в ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области отсутствуют санитарный пропускник и дезинфекционная камера, что подтверждается представленными ответчиком суду планами ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области, в соответствии с которыми общая площадь его составляет всего "данные изъяты" кв.м. (л.д. 10-11).
Доказательств, подтверждающих возможность обустройства в ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области санпропускника и дезинфекционной камеры с соблюдением требований предъявляемых Инструкцией, материалы дела не содержат.
При этом судебная коллегия учитывает, что истец не лишен права требовать от ответчика, соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области в виде альтернативных вариантов, а именно: в виде проведения санитарной обработки подозреваемых и обвиняемых в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта, а так же дезинфекционной обработки одежды (иных носильных вещей) данных лиц за пределами ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области соответствующими организациями, оказывающими данные услуги.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что требование прокурора об оборудовании санпропускника и дезинфекционной камеры, в помещении ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области, строительство здания которого осуществлено в 1971 г., равно как и решение суда о таком размещении не может являться исполнимым, законным и обоснованным.
Учитывая отсутствие прямого требования законодателя об обустройстве санитарного пропускника и дезинфекционной камеры при каждом ИВС, отсутствии доказательств технической возможности обустройства санитарного пропускника и дезинфекционной камеры в помещении ИВС Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области, решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора Крапивинского района Кемеровской области.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 10 июля 2015 года в части удовлетворения требований прокурора Крапивинского района Кемеровской области об обязании Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области организовать в помещении ИВС санитарно-пропускной пункт и дезинфекционную камеру, отменить, принять по делу в указанной части новое решение, которым:
В удовлетворении требований прокурора Крапивинского района Кемеровской области об обязании Отдела МВД России по Крапивинскому району Кемеровской области организовать в помещении ИВС санитарно-пропускной пункт и дезинфекционную камеру, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.