Судья Орловского областного суда Сорокин С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда жалобу заместителя руководителя Департамента образования Орловской области - начальника управления финансового планирования, учета и отчетности Департамента образования Орловской области КИВ на постановление судьи Мценского районного суда Орловской области от 8 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Отрадинская средняя общеобразовательная школа",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Мценского районного суда Орловской области от 8 июля 2015 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" (далее по тексту - МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа") на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, заместитель руководителя Департамента образования Орловской области - начальник управления финансового планирования, учета и отчетности Департамента образования Орловской области КИВ ставит вопрос об отмене постановления судьи и привлечении к административной ответственности МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указывает, что у МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" не оформлены права ни на здания, ни на земельные участки, расположенные по трем адресам осуществления образовательной деятельности в Мценском районе Орловской области: " ... "; " ... ""; " ... ".
Ссылается на отсутствие у МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" правоустанавливающих документов - право оперативного управления на земельные участки и здания, расположенные по указанным адресам, не зарегистрировано в установленном порядке.
Полагает, что данное обстоятельство свидетельствует о грубом нарушении МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности.
Считает, что представленные директором МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" договоры о безвозмездном пользовании имуществом между муниципальным образованием Мценский район и МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" на и здания и соответствующий приказ на земельные участки, по указанным адресам, не имеют юридической силы, так как данные объекты не оформлены в муниципальную собственность.
Изучив доводы жалобы, заслушав законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МЛЛ возражавшего против удовлетворения жалобы, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ДАА., поддержавшую жалобу, полагавшую необходимым постановление судьи отменить по доводам жалобы, исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 4 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 102 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В силу подпункта "а" пункта 9 названного Положения грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства), в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных, в частности, подпунктом "а" пункта 6 настоящего Положения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа", послужило непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В ходе проведения, на основании приказа Департамента образования Орловской области от " ... " года N " ... ", плановой документальной проверки в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" Мценского района, было установлено, что указанным учреждением заключены договоры безвозмездного пользования с МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" на объект, расположенный по адресу: " ... ". В указанных договорах отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" на данный объект.
Из содержания протокола об административном правонарушении от " ... " года усматривается, что у МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" не оформлены права ни на здания, ни на земельные участки, расположенные по адресам мест осуществления образовательной деятельности: " ... " " ... "; " ... ". Отсутствие правоустанавливающих документов на объекты, расположенные по адресам мест осуществления образовательной деятельности является грубым нарушением лицензионных требований и условий, повлекшими за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" осуществляет образовательную деятельность по указанным адресам с грубым нарушением лицензионных требований в период с " ... " года по настоящее время.
Указанные нарушения квалифицированы по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (л.д. " ... ").
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о недоказанности вмененного МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мотивы, по которым судья пришел к таким выводам, подробно изложены в постановлении.
Факт совершения указанного административного правонарушения МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" опровергается наличием лицензии выданной Департаментом образования, молодежной политики и спорта Орловской области N " ... " от " ... " года, согласно которой МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" имеет право осуществлять образовательную деятельность, в том числе по адресам: " ... ", " ... "; " ... " (л.д. " ... "), а также наличием договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом NN " ... ", " ... ", " ... " от " ... " года и приказа начальника Управления по муниципальному имуществу Мценского района N " ... " от " ... " года, согласно которым здания и земельные участки по указанным адресам переданы в безвозмездное пользование МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" сроком с " ... " года по " ... " года (л.д. " ... ", " ... ", " ... ", " ... ").
Вышеприведенными нормами допускается закрепление за муниципальными образовательными учреждениями объектов недвижимости не только на праве оперативного управления, но и на ином законном основании.
Судья районного суда с учетом наличия указанных договоров и приказа пришел к правомерному выводу о том, что здания и земельные участки закреплены за образовательным учреждением на законном основании и данное право (безвозмездное пользование) государственной регистрации не подлежит.
Таким образом, довод жалобы о том, что у МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" отсутствуют правоустанавливающие документы на здания и земельные участки противоречит материалам дела.
Довод жалобы о том, что договоры и приказ о безвозмездном пользовании имуществом не имеют юридической силы, не может служить основанием для отмены постановления, поскольку не свидетельствует о виновности юридического лица МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" в силу положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств, при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.
С учетом изложенного, постановление в отношении МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" по делу об административном правонарушении, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мценского районного суда Орловской области от 8 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБОУ "Отрадинская средняя общеобразовательная школа" оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Департамента образования Орловской области - начальника управления финансового планирования, учета и отчетности Департамента образования Орловской области КИВ - без удовлетворения.
Судья С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.