Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.,
с участием представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации " ... " В.С., представителя Местной " ... " религиозной организации " ... " " ... " В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации " ... " о ликвидации Местной " ... " религиозной организации " ... " и исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации " ... " обратилось в суд с заявлением о ликвидации Местной " ... " религиозной организации " ... " и исключении данной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указывает, что в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации Местная " ... " религиозная организация " ... " (далее - Религиозная организация) с момента создания не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о её деятельности, по результатам документарной проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, которые не устранены в установленные сроки.
В адрес Религиозной организации неоднократно вносились письменные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, а также направлялись письма в " ... " епархию " ... " с просьбой оказать содействие в устранении Религиозной организацией выявленных нарушений, которые оставлены без рассмотрения.
В связи с непредставлением Религиозной организацией установленной отчетности, данная организация дважды была привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По указанным основаниям просит суд ликвидировать Местную " ... " религиозную организацию " ... " и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации " ... " " ... " В.С., действующий на основании доверенности, поддержал заявление по изложенным в нём доводам и просил его удовлетворить. Пояснил, что в 2011 году от Религиозной организации поступило заявление о ликвидации, на основании которого внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц, но дальнейших действий по завершению процедуры ликвидации в течение 4 лет не последовало.
Представитель Местной " ... " религиозной организации " ... " - председатель ликвидационной комиссии " ... " В.В. оставил разрешение требований на усмотрение суда и пояснил, что созданная по инициативе прихожан Религиозная организация длительный период времени не вела никакой деятельности, не представляла отчетность, не переизбирала органы управления. В связи с отсутствием материальных средств на восстановление здания храма настоятель не назначался, " ... ". В 2010 году было принято решение о ликвидации Религиозной организации, о чем представлены документы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации " ... " Полагая, что процедура ликвидации Религиозной организации на этом окончена, он, как председатель ликвидационной комиссии, дальнейших действий по завершению процедуры ликвидации не предпринимал. В настоящее время в связи с реорганизацией " ... " епархии принадлежность храма ему не известна.
Представители " ... " епархии " ... " и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N " ... " " ... " в судебное заседание не явились, о времени и месте были извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 2, абзацам 1 и 2 пункта 1, пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (в редакции от 13.07.2015) "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться, в том числе в форме религиозных организаций, которыми признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N125-ФЗ (в редакции от 13.07.2015) "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрено, что религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрено, что религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Пункт 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" возлагает на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязанность ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
В силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Обязанность религиозной организации ежегодно информировать орган, принявший решение о её государственной регистрации, о продолжении своей деятельности была установлена также пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", который утратил силу с 13 июля 2015 года.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации " ... " является уполномоченным органом по осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705.
Управлением заявлены требования о ликвидации Религиозной организации по основанию осуществления религиозной организацией деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона.
В судебном заседании установлено, что Местная " ... " религиозная организация " ... " зарегистрирована Управлением юстиции " ... " 2000 года, учетный номер " ... " (л.д. 28).
Устав Местной православной религиозной организации " ... " (далее - Устав) принят на заседании " ... " собрания " ... " 1999 года, " ... " (л.д. 12-27).
В соответствии с пунктом 1 Устава " ... " является местной православной религиозной организацией " ... " ( " ... ").
В силу положений раздела 3 Устава органами управления Религиозной организации являются: " ... " собрание, " ... " совет и " ... " комиссия. " ... " " ... " совет и " ... " комиссия избираются из числа членов " ... " собрания сроком на три года.
Судом установлено, что с " ... " 2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы " ... ", которое в проверяемый период осуществляло полномочия по контролю за деятельностью религиозных организаций, проводился плановый контроль за соответствием деятельности Религиозной организации целям, предусмотренным ее уставом и законодательству Российской Федерации (л.д. 116, 117-118).
Согласно справке о деятельности Религиозной организации, составленной председателем " ... " В.С., за проверяемый период с 2004 года по " ... " 2007 года настоятель Религиозной организации не был назначен, заседания " ... " собрания и " ... " совета не проводились, " ... " налоговая и бухгалтерская отчетность не велась, налоговые декларации не подавались (л.д. 51-52).
По результатам проведения мероприятий по контролю был составлен акт от " ... " 2007 года, в соответствии с которым " ... " совет Религиозной организации был избран " ... "1999, не осуществляет свою деятельность, срок полномочий " ... " Совета истек " ... "2002 и его переизбрание не производилось. " ... " комиссия избрана " ... "2000 и по истечении трехлетнего срока полномочий не переизбиралась, финансово-хозяйственная деятельность " ... " не проверялась и результаты проверок не представлялись на рассмотрение " ... " собрания. Кроме того, в состав " ... " совета и " ... " комиссии входит одно и то же лицо - " ... " З.Т., что противоречит пункту 37 Устава. Выявленные нарушения в ходе проверки не устранены (л.д. 120-124).
Копия указанного акта была направлена в адрес руководителя " ... " В.С. (л.д. 119), а также направлено письменное предупреждение (предписание) для устранения выявленных нарушений в срок до " ... "2007 (л.д. 53-55) и повторное предупреждение с установлением нового срока - до " ... ".2007 (л.д. 56-57), сведений об исполнении которых в уполномоченный орган не поступило.
Из материалов дела также усматривается, что Религиозная организация с 2006 года не исполняет обязанность по предоставлению уполномоченному органу отчета о своей деятельности, сведений о руководителе и составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученного от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В связи с этим " ... ".2007 Управлением Федеральной регистрационной службы " ... " в адрес религиозной организации было направлено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства в связи с непредставлением информации о продолжении своей деятельности в 2006 году, а также документов, содержащих отчет о деятельности религиозной организации по форме N ОР001 или произвольной форме в порядке статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" за 2006 год и установлен срок до " ... "2007 для устранения указанного нарушения (л.д. 36-37).
Постановлениями мирового судьи судебного участка " ... " Религиозная организация была привлечена к административной ответственности " ... " Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление отчета о своей деятельности, предусмотренного статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", за 2007 и 2009 год соответственно (л.д. 38-50).
Согласно положениям абзаца 4 пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.
Согласно материалам дела в период с 2007 по 2014 годы Управлением Федеральной регистрационной службы " ... " и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации " ... " в адрес " ... " епархии " ... " неоднократно направлялись письма с просьбами о принятии мер по устранению нарушений действующего законодательства в связи с непредставлением информации о продолжении Религиозной организацией деятельности, а также документов, содержащих отчет о деятельности (л.д. 58-70).
Как следует из письменных пояснений Управления Министерства юстиции Российской Федерации " ... ", централизованной религиозной организацией сведения в отношении Местной православной религиозной организации " ... " не представлялись.
На момент разрешения судом заявленных требований нарушения законодательства Религиозной организацией не устранены, настоятель Религиозной организации не назначен, органы управления не переизбраны.
Вместе с тем, на заседании " ... " собрания Религиозной организации принято решение о ликвидации прихода как юридического лица в связи " ... ", избрана ликвидационная комиссия Религиозной организации (л.д. 71-73).
" ... "2011 уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии и руководителе ликвидационной комиссии поданы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации " ... " председателем ликвидационной комиссии " ... " В.В. (л.д. 74-76).
На основании указанных уведомлений распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации " ... " в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения (л.д. 77-80, 29-35).
Однако, последующие действия по завершению процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренные статьями 62-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, до настоящего времени (более 4 лет) не проведены, процедура ликвидации не завершена.
Как следует из объяснений в суде председателя ликвидационной комиссии " ... " В.В., при подаче уведомлений о ликвидации Религиозной организации в 2011 году, он полагал процедуру ликвидации завершенной.
Установленные судом обстоятельства в их совокупности свидетельствуют об отсутствии фактической деятельности Религиозной организации на протяжении длительного периода времени (с 2004 года), что подтверждает отсутствие намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
Обязанности, возложенные на Религиозную организацию положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", длительное время не исполняются, Религиозная организация деятельность, предусмотренную Уставом, не осуществляет, органы управления не переизбираются. Данные действия носят неоднократный, систематический характер на протяжении длительного периода времени, и в силу объективных причин, связанных с неосуществлением деятельности, носят неустранимый характер.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Религиозной организацией неоднократно и грубо нарушены нормы федеральных законов, что в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" является основанием для её ликвидации по решению суда.
Ввиду изложенного требования заявителя о ликвидации Местной " ... " религиозной организации " ... " и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что ликвидация Религиозной организации не влечет нарушение прав верующих на вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, поскольку в силу статей 6 и 7 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" верующим на добровольной основе не запрещено объединиться в религиозную группу без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица в целях совместного исповедания и распространения веры.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации " ... " удовлетворить.
Ликвидировать Местную " ... " религиозную организацию " ... " учетный номер " ... ", исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер " ... ").
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 14 августа 2015 года.
Председательствующий Л.В. Майорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.