Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.
судей Хомяковой М.Е., Корневой М.А.
при секретаре Макешиной Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой Нины Петровны к Управлению Министерства внутренних дел по Орловской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в городе Орле, общей площадью не менее 42 кв.м. по договору социального найма, по апелляционной жалобе Климовой Нины Петровны на решение Советского районного суда г.Орла от 02 апреля 2015 года, которым исковые требования Климовой Нины Петровны оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения представителя истца Климовой Н.П. по доверенности Климова А.В., подержавшего доводы апелляционной жалобы и полагавшего необходимым отменить судебное решение, возражения представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел по Орловской области по доверенности Савосиной Н.Ю., согласной с судебным актом, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климова Н.П. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел по Орловской области (далее УМВД России по Орловской области) о признании решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Орловской области незаконным и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в городе Орле, общей площадью не менее 42 кв.м. по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что с 31.10.1983 года по настоящее время истец проживает в общежитии, принадлежащем ответчику, с 1987 года состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение 10 лет под номером 1. В целях обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями по договорам социального найма, в декабре 2014 года - январе 2015 года распределены квартиры в построенном доме по "адрес" корпус 1. Распределение должно было производиться исходя из даты постановки на учет. Однако Климовой Н.П., стоящей в очереди первой, жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия жилья необходимой площади.
Считает, что к истцу должны были быть применены положения Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Полагает, что решение Орловского городского совета народных депутатов от 29.06.2006 N 5/058-ГС о норме предоставления на истца, как на работницу УМВД России по Орловской области, состоящую на учете в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, не распространяется.
По указанным основаниям просила суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Орловской области от 29.12.2014 и обязать УМВД России по Орловской области предоставить благоустроенное жилое помещение в городе Орле, общей площадью не менее 42 кв.метра по договору социального найма.
Судом постановлено указанное выше решение.
Климова Н.П. не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.
Полагает, что выводы суда основаны на неверном толковании норм права и действующего законодательства.
Считает, что отсутствие у ответчика жилых помещений, необходимых для предоставления Климовой Н.П., стоящей в очереди на улучшении жилищных условий 27 лет, не может служить основанием для отказа в реализации ее права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Приводит доводы о том, что ответчиком изначально предпринимались действия для обеспечения жилыми помещениями только сотрудников ОВЫД, поскольку изначально планировались однокомнатные квартиры, площадью более 40 кв.м, тем самым нарушив право одиноких граждан, состоящих на учете.
Полагает, что отсутствие свободных помещений необходимой площади не препятствует реализации законных прав истца на получение жилого помещения.
Обращает внимание на то, что применение нормы предоставления жилого помещения истцу, как сотруднику УМВД по Орловской области, по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления не соответствует действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает необходимым отменить судебное решение по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,.
В силу ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Климова Н.П. работает лаборантом биохимической лаборатории поликлиники ФКУЗ "МСЧ МВД России по Орловской области", являющемся структурным подразделением ответчика. Климова Н.П. службу в органах внутренних дел РФ не проходит, специального звания не имеет.
21.05.1987 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время в УМВД России по Орловской области учет лиц, рядового и начальствующего состава, государственных служащих, работников и пенсионеров органов внутренних дел, а также членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, ведется по единому списку очередников с включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений ( п.1,4 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее МВД РФ) от 24.05.2003 N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел")
Порядковый номер очереди Климовой Н.П. в сводном списке лиц УМВД России по Орловской области на 2014 год - 5.
Как следует из материалов дела, состав семьи Климовой Н.П. до 1 октября 2014 года состоял из 2-х человек: она, муж Климов А.В. На основании заявления истицы от 17 сентября 2014 года в связи с расторжением брака (свидетельство от "дата" N) решением жилищно-бытовой комиссии УМВД (протокол N от 01.10.2014 г.) бывший муж Климов А.В. исключен из состава семьи Климовой Н.П.
Состав семьи Климовой Н.П. при распределении жилых помещений по договору социального найма (протокол от 29 декабря 2014 года N) - 1 человек (она).
Согласно справки начальника тыла УМВД России по Орловской области ФИО1 от 02 апреля 2015 года, администрацией г. Орла 28 ноября 2014 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию 100-квартирного жилого дома, расположенного в "адрес" корпус 1, построенного за счет средств федерального бюджета. Собственником жилых помещений является Российская Федерация. За УМВД на все жилые помещения (квартиры) в доме оформлено право оперативного управления.
Из ответа начальника отдела капитального строительства и тылового обеспечения УМВД России по Орловской области следует, что в соответствии с конструктивными и техническими параметрами в 10-этажном двухподъездном "адрес" корпус 1 по "адрес" имеются 27 однокомнатных квартир, размером от 41,8 до 42 кв.метров общей площади жилого помещения.
29.12.2014 жилищно-бытовая комиссия приняла решение о невозможности предоставления Климовой Н.П. жилого помещения в указанном доме, что подтверждается протоколом N от 29.12.2014.
Отказывая Климовой Н.П. в предоставлении жилого помещения, жилищно-бытовая комиссия руководствовалась положениями части 2 статьи 50, части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и решением Орловского городского совета народных депутатов от 29.06.2006 N5/058-ГС, согласно которым норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Орле установлена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Максимальный размер общей площади жилого помещения, которую возможно предоставить Климовой Н.П. 36 кв.м, тогда как квартир указанной площади в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес".
Разрешая спор по существу и оставляя исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции признал решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Орловской области законным, в связи с чем не нашел оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению истца жилым помещением.
При этом суд исходил из того, что сам факт принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с соответствующей даты означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Реализация права на предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется по нормам, установленным жилищным законодательством, свободного жилищного фонда, закрепленного за УМВД на праве оперативного управления, кроме жилых помещений в "адрес" корпус 1 по "адрес", не имеется,
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что Климова Н.П., признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, с 1986 года постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес"
После регистрации брака 6.09.1991 с Климовым А.В., была переселена к мужу в комнату N 421, площадью.12.5 кв.м, в том же общежитии (л.д.34,41).
Согласно сведениям из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Климова Н.П. жилых помещений в собственности не имеет.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что Климова Н.П., принятая на жилищный учет в установленном законом порядке, имеет право на получение жилого помещения в силу своей нуждаемости.
Из представленных в суд апелляционной инстанции выписок из протокола жилищной комиссии N от 29.12.2014 по распределению жилья в сданном в эксплуатацию жилом доме видно, что лица, стоящие на очереди после Климовой Н.П. под номерами N 6, 8, 9,10,13, 15,17, 21, 22, 24, 27, 32, 35, 42, 51, 57, 58, 64, 71, среди которых есть и одинокие, получили однокомнатные квартиры, площадью 41.9-42 кв.м.
Представитель ответчика Савосина Н.Ю. в суде апелляционной инстанции не оспаривала данного обстоятельства, однако при этом пояснила, что действительно, в новом жилом доме по "адрес" лицам, поставленным на учет позднее Климовой Н.П., были предоставлены квартиры, при этом очередность предоставления жилых помещений не нарушена, так как в отличие от Климовой Н. П. данные лица по составу семьи либо в силу своего статуса сотрудника МВД имели право на получение указанных квартир. Свободными жилыми помещениями необходимой для Климовой Н.П. площади УМВД по Орловской области не располагает. Права истца нарушены не были.
Вместе с тем, согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Материалами дела установлено, что Климова Н.П. была принята на учет в установленном законом порядке, ее право не оспорено и с учета она не снята стояла под номером 5 в сводном списке, следовательно, на момент сдачи жилого дома в эксплуатацию у Климовой Н.П. возникло право на получение жилого помещения в порядке очередности.
Реализация лицами, поставленными на учет после Климовой Н.П., своих конституционных прав на получение жилого помещения должна осуществляться с учетом принципа, установленного в ст. 17 Конституции РФ, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в частности право истца быть обеспеченным жилым помещением по очереди.
Кроме того, само по себе отсутствие у ответчика жилых помещений, площадь которых соответствует норме предоставления для истца, не является основанием для ограничения конституционного права истца на жилое помещение.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23 июня 2003 года N 109 квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей. В зданиях государственного и муниципального жилищных фондов минимальные размеры квартир по числу комнат и их площади (без учета площади балконов, террас, веранд, лоджий, холодных кладовых и приквартирынх тамбуров) для однокомнатных квартир составляют 28 - 38 кв. метров.
По мнению судебной коллегии, положения данных Правил должны были учитываться УМВД России по Орловской области при проектировании и строительстве нового жилого дома с учетом интересов семей, состоящих из одиноких граждан, не имеющих право на дополнительные социальные гарантии.
Признавая несостоятельными доводы ответчика об отсутствии жилого помещения необходимой площади, судебная коллегия исходит из того, что в п.20 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее МВД РФ) от 24.05.2003 N 345 " Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" урегулирован индивидуальный учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью, который осуществляется по установленной форме N 1 Приложения.
Согласно данному пункту Приказа, помимо собственного строительства, предусмотрены иные источники поступления жилой площади для предоставления лицам, стоящим на учете, однако, при разрешении жилищного вопроса истца жилищной комиссией иные варианты решения жилищного вопроса Климовой Н.П. не рассматривались.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит решение жилищно-бытовой комиссии об отказе в предоставлении истцу жилого помещения в порядке очередности незаконным, поскольку оно нарушает конституционное право Климовой Н.П. на обеспечение жильем, а также принцип очередности предоставления жилых помещений лицам, состоящим на учете, по существу решения Климова Н.П. никогда жилья не получит.
Отсутствие у ответчика жилых помещений, площадь которых соответствует норме предоставления для истца, не влияет на реализацию права истца на обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке очередности.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене в соответствии со ст.330 ГПК РФ с вынесением нового решения об удовлетворении иска Климовой Н.П.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Климовой Нины Петровны удовлетворить.
Решение Советского районного суда от 02.04.2015 отменить.
Вынести по делу новое решение.
Признать решение жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел по Орловской области от 29 декабря 2014 года незаконным.
Обязать Управление Министерства внутренних дел по Орловской области предоставить Климовой Нине Петровне благоустроенное жилое помещение в г.Орле общей площадью не менее нормы предоставления.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.