Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Старцевой С.А., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Внуковой Д.Н.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску УУУ к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, компенсации морального вреда,
по апелляционным жалобам УУУ и Федеральной службы исполнения наказаний на решение Заводского районного суда г. Орла от 10 июня 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования УУУ удовлетворить частично.
Установить факт проживания УУУ по адресу: "адрес" "дата" по настоящее время.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить УУУ на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с "дата".
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу УУУ расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... "
В удовлетворении исковых требований УУУ к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области о взыскании компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., объяснения РРР и его представителя ККК, поддержавших доводы своей апелляционной жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области России по доверенности АндриянцеваА.П., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
РРР обратился в суд с исковым заявление к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указывал, что работает в УФСИН России по Орловской области в должности инструктора - взрывника второго штурмового отдела специализированного назначения, выслуга составляет более 12 календарных лет. В состав его семьи входят жена ППП и дочь РРР "дата" года рождения. "дата" он обратился в ФСИН России с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. "дата" комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.
Полагая, что данный отказ незаконный, просил суд установить факт его проживания по адресу: "адрес" "дата" обязать ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с "дата" взыскать с УФСИН России по Орловской области денежную компенсацию морального вреда в размере " ... "
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе РРР ставит вопрос об изменении решения суда в части даты постановки на учет.
В обоснование доводов жалобы указал, что поскольку он обратился с заявлением о постановке на учет "дата", то суд должен был поставить его на учет с даты подачи документов, а не с "дата", с момента отказа в постановке его на учет.
В апелляционной жалобе ФСИН России ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указывает, что РРР намеренно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировавшись по месту жительства членов своей семьи, с целью увеличить размер единовременной социальной выплаты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты" ( далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии;7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ)
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 12 Правила предоставления единовременной социальной выплаты в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Судом установлено, что РРР проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности инструктора- взрывника штурмового отряда специального назначения, имеет общую продолжительность службы в учреждениях и органах более 10 лет в календарном исчислении.
Членами семьи РРР являются его жена ППП и дочь РРР.
"дата"г. РРР обратился в ФСИН России с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Протоколом заседания комиссии ООО N от "дата"г. РРР отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Исходя из того, что основанием к отказу в постановке не учет явилось ухудшение жилищных условий РРР, то судом обоснованно проверялось совершены ли РРР и членами его семьи действия по умышленному ухудшению своих жилищных условий.
Установлено и не оспаривалось ответчиками, что РРР и члены его семьи (жена и дочь) не являются собственниками жилым помещений, членами семьи собственника, а также нанимателями и членами семьи нанимателя по договору социального найма. Данное обстоятельство также подтверждается и протоколом ССС N от "дата"г.
РРР с "дата" зарегистрирован в жилых помещениях на основании договоров найма.
С "дата" по "дата" РРР был временно зарегистрирован по адресу: "адрес"
Его супруга ППП и дочь РРР зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: "адрес" принадлежащей на праве собственности родителям ППП в равных долях, общая площадь квартиры " ... "
"дата" собственники жилого помещения (тесть и теща истца) зарегистрировали РРР в принадлежащем им жилом помещении временно по месту пребывания до "дата", тем самым не признавая его членом своей семьи, признав лишь его временное пребывание в их жилом помещении. Данные обстоятельства также нашли своё подтверждение и в свидетельских показаниях ЕЕЕ, ННН, ГГГ, ШШШ, ППП, ВВВ, подтвердивших, что УУУ с " ... " проживает со своей женой и дочерью в квартире тестя и тещи, но между РРР имелись сложные отношения с родителями его супруги, они отказывались регистрировать его в квартире. Таким образом, РРР пользуется жилым помещением с согласия собственника временно, по месту пребывания.
Из копий лицевого счета, находящегося в учетном деле РРР, по состоянию на "дата" в жилом помещении, общей площадью " ... " кв.м зарегистрированы: МММ ААА, ППП, РРР и временно РРР (л.д. 98).
Исходя из того, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты возможны только в случаях совершения ими умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, перечень данных оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а как следует из материалов дела РРР и члены его семьи не являются собственниками, нанимателями и членами семьи нанимателя по договору социального найма, то временная регистрация РРР у сторонних лиц, по месту регистрации членов своей семьи, не может являться умышленным ухудшением им своих жилищных условий. РРР как являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, так и остался нуждающимся после его регистрации по "адрес" в "адрес". То, что РРР будет предоставлена единовременная социальная выплата с учетом совместно проживающих членов его семьи не может являться ухудшением жилищных условий, поскольку в силу статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ
членами семьи сотрудника являются супруга и дети и государство предоставляет единовременную выплату сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФСИН России необоснованно отказало РРР в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Иных оснований к отказу (кроме ухудшения жилищных условий) в постановке на учет УУУ ФСИН России не указывалось, что подтвердил в суде также и представитель ФСИН России ИИИ Доводы апелляционной жалобы также сводятся лишь к ухудшению РРР своих жилищных условий- ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы УУУ об обязании ООО поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты подачи документов с "дата" по следующим основаниям.
Согласно п. 7 Правила предоставления единовременной социальной выплаты на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с п. 8.2.2. Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов уголовно- исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, утверждённого приказом Федеральной службы наказаний от 29 августа 2013 г N 496 ( действующий на момент возникновения правоотношений) ( далее- Порядок формирования и работы комиссии) комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него. Ведет Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Книга учета заявлений).
Ведет Книгу учета сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Книга учета граждан).
Книга учета граждан заполняется в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета заявлений, изменения, вносимые в нее, заверяются подписью секретаря Комиссии ФСИН России.
Согласно пунктов 19,20,21,23 Порядка формирования и работы комиссии документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений. Комиссия ФСИН России принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты. В протоколе заседания Комиссии ФСИН России указываются основания принятых решений. В случае принятия решения о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты сведения о нем заносятся в Книгу учета граждан.
Книга учета заявлений состоит из шести граф, в том числе дата приема документов и решение комиссии, номер и дата.
Книга учета граждан содержит 11 граф, в том числе и дата приема документов ( число, месяц).
Как следует из материалов дела и было подтверждено в суде представителем ответчиков, РРР подал документы "дата", иной другой даты не имеется.
Учитывая, что решение ФСИН России от "дата" об отказе в постановке на учет РРР было признано судом незаконным и необоснованным, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что "дата" ФСИН России должно было принять решение о постановке РРР на учет для получения единовременной выплаты.
"дата" ООО не могло принять решение о постановке РРР на учет, данная дата является датой подачей документов, что соответствует графе Книги учета граждан "дата приема документов".
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что нарушенное право РРР не может быть восстановлено иным путем.
Пунктом 23 Правила предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
На учет РРР мог быть принят только "дата", до этого его вопрос не рассматривался. Бездействия ССС им не оспаривались.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы РРР являются необоснованными.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 10 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы УУУ и Федеральной службы исполнения наказаний- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.