Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Курлаевой Л.И., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Алексеевой Т.Л. к Карлаш Е.В., Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области об устранении препятствий в пользовании земельным участком, признании права собственности отсутствующим, признании недействительными результатов межевания, признании недействительным постановления о предоставлении в собственность земельного участка, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права, кадастрового паспорта и исключении записи о регистрации права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Алексеевой Т.Л. на решение Орловского районного суда Орловской области от 17 июня 2015 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Алексеевой Т.Л. к Карлаш Е.В., Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области об устранении препятствий в пользовании земельным участком, признании права собственности отсутствующим, признании недействительными результатов межевания, признании недействительным постановления о предоставлении в собственность земельного участка, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права, кадастрового паспорта и исключении записи о регистрации права собственности на земельный участок отказать".
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., выслушав истца Алексееву Т.Л. и ее представителя по доверенности Кузьмичеву О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика Карлаш Е.В. и ее представителя по доверенности Ляхова С.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеева Г.Л. обратилась в суд с иском к Карлаш Н.В. об обязании устранить препятствия в пользовании земельным участком, и признании недействительными результатов межевания земельного участка.
В обоснование своих требований указывала на то, что она является собственником земельного участка по адресу: "адрес", площадью " ... ", который принадлежит ей на основании свидетельства о праве собственности на землю от "дата" N, выданного " ... " поселковым Советом народных депутатов "адрес". Государственная регистрация права произошла в заявительном порядке, земельному участку присвоен кадастровый номер N.
В настоящее время на ее участке находится имущество, не принадлежащее ей, доступ к участку закрыт.
Как стало ей известно, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Карлаш Е.В. на основании проведенного межевания и приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от "дата" N о предоставлении в собственность Карлаш Е.В. земельного участка.
Ссылалась на то, что она не совершала действий, определенно свидетельствующих об отстранении от владения земельным участком, у нее не было волеизъявления на его отчуждение, соответственно она не отказывалась от права собственности на участок.
По изложенным основаниям, просила суд обязать Карлаш Е.В. устранить препятствия в пользовании земельным участком, с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", признать право собственности на указанный земельный участок у Карлаш Е.В. отсутствующим, признать недействительными результаты межевания земельного участка Карлаш Е.В., признать недействительным приказ Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от "дата" N о предоставлении в собственность Карлаш Е.В. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью " ... ", признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права, кадастровый паспорт земельного участка, выданные на имя Карлаш Е.В., и исключить записи о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" за Карлаш Е.В.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Алексеева Т.Л. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью " ... ", от участка не отказывалась, в связи с чем он не мог быть предоставлен ответчику.
Считает, что факт внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, влекущий присвоение государственного учетного номера (кадастрового номера) является достаточным для индивидуализации данного объекта недвижимости.
Указывает на то, что неосуществление процедуры межевания с определением координат характерных точек границ принадлежащего ей земельного участка не имеет правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку проведение такого межевания при государственной регистрации ранее возникшего права собственности на земельный участок не требуется.
Считает, что приказ Департамента государственного имущества по Орловской области от "дата" N является незаконным, так как нарушает ее права, как собственника этого участка.
В отзыве на апелляционную жалобу, Карлаш Е.В., считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отзыве (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пп. 1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральными законами.
На основании пп.2,3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с подп. 1-3 п.1 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно пп.1,7,9 ст.38 названного Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу п.1 ст.61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено, что истец Алексеева Т.Л. является собственником земельного участка с кадастровым N, общей площадью " ... ", расположенного по адресу: "адрес", который был ей предоставлен постановлением " ... " поселкового Совета от "дата" N. Данный земельный участок является ранее учтенным. Сведения о его границах в ГКН отсутствуют, поскольку они не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела также следует, что ответчик Карлаш К.В. является собственником земельного участка, общей площадью " ... ", расположенного по адресу: "адрес", участок N, линия N с кадастровым номером N, который ей предоставлен на основании приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от "дата" N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата". Границы земельного участка сформированы в установленном порядке и поставлены на кадастровый учет в "дата".
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указывала на то, что в настоящее время на ее участке находится имущество, не принадлежащее ей, доступ к участку закрыт, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Карлаш Е.В.
Возражая против заявленных требований, ответчик Карлаш Е.В. ссылалась на то, что ее земельный участок не имеет никакого отношения к земельному участку истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в представленных истцом Алексеевой Г.Л. документах её земельный участок не сформирован, не прошел межевание, отсутствуют сведения, определяющие конкретное местоположение границ этого участка при его образовании, оформленные в установленном порядке документы об индивидуализации земельного участка, установление и описание его границ на местности в материалах дела отсутствуют, документы о местоположении границ при образовании или отводе участка в натуре истцом не представлены. При этом иных доказательств, позволяющих определить местоположение границ земельного участка истца, отвечающих требованиям земельного законодательства, в деле не имеется. Кроме того, истцом не представлено доказательств тождественности её земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего Карлаш Е.В., как и не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области порядка предоставления в собственность Карлаш К.В. земельного участка.
Не согласиться с вышеуказанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам, установленным судом, доказательствам, представленным сторонами и оцененным судом по правилам ст.67 ГПК РФ, а также вышеприведенным нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку доказательств по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, а поэтому оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орловского районного суда Орловской области от 17 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеевой Т.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.