Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Соловьевой З.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по иску Ерохиной Антонины Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 7 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ерохиной Антонины Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить.
Признать за Ерохиной Антониной Васильевной право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Ерохиной Антонине Васильевне с "дата".
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Ерохиной Антонины Васильевны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Ерохина А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывала, что с "дата" по "дата" она проживала в д. Козиновка ФИО1 "адрес" ФИО1 "адрес", а с "дата" проживает в с. ФИО1 "адрес" ФИО1 "адрес", которые относятся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В апреле 2015 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с проживанием на указанной территории. Однако в назначении пенсии ей было отказано, поскольку ее проживание в населенном пункте, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Считала данный отказ необоснованным, так как она с "дата" проживала в д. Козиновка, а "дата" зарегистрировалась в с. ФИО1 и продолжает в нем проживать.
Просила суд, признать за ней право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года и обязать ответчика назначить пенсию с момента возникновения права на пенсию - с "дата".
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области указанные исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Ссылается на отсутствие у Ерохиной А.В. регистрации по месту жительства в период с "дата" по "дата", то есть документального подтверждения постоянного проживания Ерохиной А.В. в указанный период в зоне с льготным социально - экономическим статусом, а, следовательно, на отсутствие у нее права на досрочное пенсионное обеспечение со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Кроме того считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8, частью 1 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии со статьей 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р, применявшемуся до 01.02.1998 года, населенный пункт Козиновка Орловского района Орловской области был отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как усматривается из материалов дела, "дата" Ерохина А.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением пенсионного органа от "дата" в назначении пенсии было ей отказано (л.д. 10, 31).
В обоснование отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на то, что факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с "дата" по "дата" - в д. "адрес", не подтвержден регистрацией по месту жительства (л.д. 9).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 27) и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Судом установлено, что, Ерохина А.В. постоянно проживала в спорный период - с "дата" по "дата" в деревне Козиновка "адрес".
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, согласно данным похозяйственной книги за "дата" годы Ерохина Антонина Васильевна, "дата" года рождения, вместе со своим сыном ФИО10 проживали д "адрес" "адрес" в доме бабушки истца ФИО7 без регистрации до "дата". После указанной даты, согласно паспорту и домовой книге, истец проживала в этом же доме и была в нем зарегистрирована, а с "дата" зарегистрирована в поселке "адрес" в настоящее время там проживает (л.д. 16-18, 22-24, 77-84).
Кроме этого, факт проживания истца на данной территории в спорный период подтверждается справкой о заключении брака N 1592, выданной "дата" (л.д. 31); свидетельством о расторжении брака N от "дата" (л.д. 33); свидетельством о браке N N от "дата" (л.д. 34); амбулаторной картой ФИО10 в Станово-Колодезьской врачебной амбулатории (л.д. 44-46); личным делом ФИО8 - учащегося Становоколодезьской средней школы (л.д. 11-13, 36); удостоверениями выданными администрацией ФИО1 "адрес" ФИО1 "адрес" "дата", согласно которым ФИО9 и ФИО10 проживают в д. Козиновка ФИО1 "адрес" ФИО1 "адрес" (л.д. 37); протоколом N заседания правления колхоза "Власть Советов" Станово-Колодезьского сельского Совета от "дата" (л.д. 19); архивной справкой N 9-Е от "дата" (л.д. 20).
Факт постоянного проживания Ерохиной А.В. в спорный период в "адрес" подтвержден показаниями свидетелей ФИО11 и ФИО12, допрошенных в судебном заседании.
Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период постоянно проживала на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о признании за ней права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на три года.
Не может служить основанием к отмене решения суда довод жалобы о том, что суд необоснованно обязал назначить истцу пенсию с момента обращения за назначением пенсии по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Учитывая, что право на назначение льготной пенсии у истца возникло "дата", в связи с достижением возраста 52 года, суд правильно возложил на ответчика обязанность по назначению досрочной пенсии по старости с "дата" - со дня обращения за пенсией.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела и верно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 7 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.