Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Соловьевой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по заявлению представителя ССС - ННН об оспаривании постановления начальника отряда N 8 федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" ШШШ о наложении взыскания,
по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" на решение Урицкого районного суда Орловской области от 10 июля 2015 года, которым постановлено:
"Заявление ННН в интересах ССС об оспаривании постановления начальника отряда N 8 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области ШШШ о наложении взыскания, удовлетворить.
Признать незаконным постановление начальника отряда N 8 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области ШШШ N208/1 от 27 марта 2015 года о наложении дисциплинарного взыскания, которым осужденный ССС привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора устно".
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" ППП и ААА, поддержавших апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу ССС и его представителя ННН полагавших решение суда законным, обоснованным и отмене не подлежащим, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
представитель ССС, ННН обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления начальника отряда N 8 федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" (далее по тексту - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области) ШШШ о наложении взыскания на ССС
В обоснование требований указывал, что ССС отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Замоскворецкого районного суда г. Москвы от "дата" в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области с "дата"
"дата" начальником отряда ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области ШШШ вынесено постановление N208/1 о наложении на осужденного ССС дисциплинарного взыскания в виде устного выговора за курение в не отведенном для этого месте.
Считал, что постановление вынесено без учета фактических обстоятельств проступка. Обстоятельства совершения нарушения, сообщенные ССС в объяснении не учтены. Территория для курения не имеет никаких обозначений границ.
Полагал, что оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Полагает необоснованным вывод суда о неопределенности территории, на которую распространяется знак "Курение разрешено", поскольку ССС курил вне специально оборудованных мест для курения.
Приводит доводы о том, что ССС нарушил требования Федерального закона N 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", а также требования Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, поскольку факт курения в неустановленном месте, в непосредственной близости от образовательного учреждения (школы и профессионального училища), был установлен в суде, но не принят судом во внимание.
Ссылается на то, что статьи 6 - 10 вышеуказанного Федерального закона N 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года не содержат указаний на мероприятия, которые должны осуществлять органы государственной власти и местного самоуправления, а также собственники предприятий и организаций применительно к установлению зоны для курения на открытом воздухе.
Заинтересованное лицо начальник отряда N 8 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области ШШШ извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, в силу этого судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия указанного заинтересованного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
В силу частей 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В силу пунктов 14, 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 осужденные обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил; осужденным запрещается курить в не отведенных для этого местах.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что ССС отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области с "дата". Сразу по прибытию в исправительное учреждение он был ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Постановлением начальника отряда ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области N 208/1 от 27 марта 2015 года к осужденному ССС было применено взыскание в виде устного выговора за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что он "дата" в " ... " курил в неустановленном месте, а именно в непосредственной близости от здания школы и профессионального училища. Осужденному вменено нарушение статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов) и пунктов 14 и 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (осужденные обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил, осужденным запрещается курить в не отведенных для этого местах).
Проверяя доводы заявителя о незаконности и необоснованности примененного взыскания, суд пришел к выводу о том, что факт курения ССС в не отведенном для этого месте не доказан.
Суд исходил из того, что отведенные места для курения в исправительном учреждении имеют неопределенную территорию. Указанные места оборудованы урнами и знаком "Курение разрешено", однако границы мест для курения на территории не закреплены и нормативно не урегулированы.
Это следует из показаний свидетелей ЕЕЕ, УУУ, БББ, ЗЗЗ, ЦЦЦ
Кроме этого, вокруг места, где находился ССС - около школы и профессионального училища, расположено три места для курения, что следует из имеющихся в материалах дела схемы, снимков территории исправительного учреждения и просмотренной видеозаписи. При этом на территории, прилегающей к школе и профессиональному училищу, отсутствуют знаки "Курение запрещено".
Между тем, согласно пункту 1 части 1 и части 5 статьи 12 Федерального закона N 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг.
Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения изложены в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 года N 214н.
При установленных обстоятельствах, свидетельствующих о недоказанности нарушения осужденным требований Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения и законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения должностного лица исправительного учреждения требованиям закона и обоснованно удовлетворил заявление.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и верном толковании норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о нарушении ССС требований закона отклоняется судебной коллегией в силу его несостоятельности, поскольку противоречит вышеприведенным доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон N 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" не содержит указаний на мероприятия к установлению зоны для курения на открытом воздухе, не освобождает администрацию исправительного учреждения отвести места для курения осужденных, в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Остальные доводы жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене постановленного решения.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 10 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.