судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Воробьевой С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 9 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Воробьевой С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить.
Признать за Воробьевой С.В. право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Воробьевой С.В. с 23 мая 2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Воробьевой С.В. расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности ФИО4, возражения Воробьевой С.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Воробьева С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о досрочном назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 25.08.1984 по 03.07.2014 проживала без регистрации в "адрес" Орловского района Орловской области, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Полагая, что проживание в этом населенном пункте даёт ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на три года, истец в апреле 2015 года обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за назначением досрочной пенсии.
В удовлетворении данного заявления ответчиком ей было отказано по причине отсутствия регистрации на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с апреля 1986 года по июль 2014 года.
С учетом изложенного, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права на нее - с 23 мая 2015 года.
Представитель ответчика ФИО13 исковые требования не признала.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в
г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Воробьевой С.В., поскольку факт ее проживания на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден. Период проживания на загрязненной территории, подтвержденный регистрацией по месту жительства, составляет 09 месяцев 25 дней, что не дает права на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в п.8 части первой статьи 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О назначение досрочных трудовых пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
По части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Как видно из материалов дела, 28 апреля 2015 года истец Воробьева С.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", однако решением ответчика от 6 мая 2015 года ей в этом было отказано (л.д.7-8, 85).
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости пенсионный орган указывал, что Воробьева С.В. по данным паспорта с 03.07.2014 по настоящее время зарегистрирована по адресу: "адрес". Данная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС с 26.04.1986 года по настоящее время. По подсчетам ответчика, период проживания на загрязненной территории, подтвержденный регистрацией по месту жительства, составляет 9 месяцев 25 дней, что не дает право на назначение досрочной пенсии по указанному истцом основанию.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Воробьева С.В. ссылалась на то, что 25 августа 1984 года вступила в брак с ФИО12, с этой же даты без регистрации постоянно проживала у родителей супруга по адресу: "адрес". В период брака "дата" и "дата" родились дети - ФИО5 и ФИО6, которые проживали с ними, посещали детский сад, обучались в школе. 3 июля 2014 года она зарегистрировалась в "адрес" по адресу: "адрес".
Исследовав представленные истцом письменные доказательства, допросив свидетелей, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца, поскольку факт её проживания в "адрес" с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 03.07.2014, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Согласно паспорту гражданина РФ, истец Воробьева С.В. родилась "дата" (л.д.40).
Из свидетельства о заключении брака N видно, что 25.08.1984 истец вступила в брак с ФИО12 (л.д.13).
"дата" и "дата" у истца Воробьевой С.В. родились дети ФИО5 и ФИО6, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.14-15).
В амбулаторной карте истца Воробьевой С.В. указан ее фактический адрес проживания: "адрес" (л.д.83).
Согласно справок МБОУ " " ... " средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области N, N от 18.05.2015, N, N от 18.06.2015, сын истца ФИО5 обучался в школе в период с 01.09.1993 по 14.06.2000, дочь истца ФИО6 обучалась в школе в период с 01.09.1997 по 21.06.2005; в период обучения детей истца в данной школе они проживали по адресу: "адрес" (л.д.16-17, 70-71).
В личном деле N учащейся ФИО6 указан ее адрес проживания: "адрес" (л.д.65-66).
Профилактические прививки детям истца ФИО5 и ФИО6 производились с момента рождения, что подтверждается сертификатом о профилактических прививках (л.д.81-82, 84).
Из похозяйственных книг N за 1986-1990 годы, N за 1991-1995 годы, N за 1997-2001 годы, N за 2003-2006 годы видно, что супруг истца ФИО12 и дети ФИО5, ФИО6 проживали в "адрес" (л.д.52-62).
В товарном чеке от 20.08.2003 и в акте выполненных работ по укладке кафельной плитки по заказу истца Воробьевой С.В., указан ее адрес: "адрес" (л.д.74-75).
В договорах, заключенных истцом Воробьевой С.В. на изготовление и монтаж оконных блоков, сопутствующих материалов от 11.08.2011 года, ее адрес указан как "адрес"(л.д.72-73,76-80).
С 03.07.2014 Воробьева С.В. зарегистрирована по адресу: "адрес", что подтверждается ее паспортом и справкой N, выданной 27.05.2015 главой " ... " сельского поселения Орловского района Орловской области (л.д. 9, 40).
Кроме того, факт постоянного проживания Воробьевой С.В. в спорный период на территории зоны радиоактивного загрязнения подтвердили свидетели ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, допрошенные при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты, объективно согласуются с письменными материалами дела, все свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.10 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-Р, в котором был поименован населенный пункт "адрес" Орловского района Орловской области. С 01.02.1998 применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582, в котором также поименован населенный пункт "адрес" Орловского района Орловской области.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта постоянного проживания истца с 26.04.1986 по 03.07.2014 в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, обоснованно признал за ней право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на 3 года.
Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Воробьевой С.В., так как проживание её в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда.
Несостоятельным является и довод жалобы ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в той части, что отсутствуют правовые основания для назначения истцу пенсии с 23.05.2015.
В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право Воробьевой С.В., "дата" рождения, на досрочную пенсию, с учетом установленного судом периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, возникло с момента достижения ею возраста 52 лет, а в пенсионный фонд она обратилась ранее, 28.04.2015, суд первой инстанции правильно определил, что пенсия ей должна быть назначена с 23.05.2015.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 9 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.