Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сорокина С.В.,Сафроновой Л.И..,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению " ... " к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации " ... ", Федеральному казенному учреждению Главного Бюро Медико-социальной экспертизы " ... " об установлении тождества формулировки причины инвалидности, назначении пенсии по инвалидности,
по апелляционной жалобе " ... " на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 июля 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н., объяснения истца " ... " В.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации " ... " " ... " Н.Л., возражавшего против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" ... " В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации " ... " (далее - ГУ УПФ РФ " ... "), Федеральному казенному учреждению Главного Бюро Медико-социальной экспертизы " ... " (далее - ФКУ ГБ МСЭ " ... ") об установлении тождества формулировки причины инвалидности, назначении пенсии по инвалидности.
В обоснование требований указал, что является инвалидом " ... " вследствие " ... "
Считая, что имеет право на получение пенсии по инвалидности одновременно с получением пенсии по старости, при обращении " ... "2014 к ответчику с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, ему было отказано в связи с тем, что отсутствует причинная связь указывающая на то, что заболевание им было получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Считая, что ответчик неправомерно отказал ему в назначении пенсии по инвалидности, просил установить тождественность формулировки причины инвалидности, указанной в Акте освидетельствования ФКУ ГБ МСЭ " ... " " ... " с формулировкой, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 11 сентября 1992 г. N1-7б-У "О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы" - " ... " и обязать ГУ УПФ РФ " ... " назначить ему пенсию по инвалидности с момента первоначального обращения
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ " ... " по доверенности " ... " Н.Л. в суде иск не признала.
Представитель ответчика ФКУ ГБ МСЭ " ... " " ... " И.Е. по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований
Рассмотрев возникший спор, районный суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе " ... " В.П. ставит вопрос об отмене решения суда.
Ссылаясь на Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" считает, что полученное истцом заболевание, по своим последствиям приравнивается к военной травме, было получено им при исполнении иных обязанностей военной службы.
Указывает, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что истцу органом СМЭ фактически установлена связь между инвалидностью и аварией на Чернобыльской АЭС, а именно указана причина инвалидности " ... " которая не предусмотрена Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17.
Полагает неверным вывод суда, о том, что для установления причины инвалидности " ... " истец должен иметь заключение ВВК, так как данное заключение необходимо для лиц, которым инвалидность устанавливается впервые, а " ... " В.П. имел группу инвалидности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (п.2 ч.1);.
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения (п.3 ч.1).
Согласно пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Той же нормой в редакции от 21.07.2014 N 216-ФЗ предусмотрено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
В соответствии со статьей 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Согласно указаниям Министерства социальной защиты населения РФ от 31 августа 1993 года N 1-40-У установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы у военнообязанных, призванных на специальные сборы, осуществляется межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями.
Пунктом 2 Постановления Минтруда от 15 апреля 2003 года N17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" установлено, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Согласно пункта 12 указанного выше постановления, причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При установлении инвалидности бывшему военнослужащему и гражданину, призванному на специальные сборы и привлеченному к выполнению работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, связанному с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеющему заключение ВВК о причинной связи этого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, причина инвалидности определяется в точном соответствии с заключением ВВК.
В соответствии с пунктом 21 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года N 965, причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов, после получения, которых изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида.
Согласно пункта 24 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95, медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).
В соответствии с пунктом 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства от 20 апреля 1995 года N 390, военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний граждан с прохождением ими военной службы (военных сборов).
Пунктами 46, 48, 49, 50, 51 указанного выше Постановления Правительства РФ установлено, что заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний выносятся со следующими формулировками: "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", если заболевание получено военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, лицом рядового или начальствующего состава органов внутренних дел при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Заключение о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) ВВК выносит на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа), в которой гражданин проходил службу (военные сборы) в момент получения увечья (ранения, травмы, контузии). В справке указываются обстоятельства получения увечья (ранения, травмы, контузии), а также связано или не связано увечье (ранение, травма, контузия) с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Форма справки определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
При освидетельствовании граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах внутренних дел и получивших в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел увечье (ранение, травму, контузию), но не имеющих справки об обстоятельствах получения этого увечья (ранения, травмы, контузии), ВВК может вынести заключение о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) на основании других документов, отражающих обстоятельства получения увечья (ранения, травмы, контузии).
Причинная связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах внутренних дел, определяется (пересматривается) ВВК по обращению граждан, органов социальной защиты, военных комиссариатов, пенсионных(кадровых) аппаратов соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации.
Гражданин, не согласный с заключением ВВК о причинной связи заболевания с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право обратиться с просьбой о повторном рассмотрении вопроса в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что с " ... " 1987 года по " ... " 1987 года " ... " В.П. будучи " ... " проходил специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в количестве " ... ", и доза облучения составила " ... " (л.д. 13, 10-12, 14).
При освидетельствовании " ... " В.П. в " ... " году специалистами ФГБУ ФБ МСЭ был установлен диагноз- " ... " Указано о том, что что " ... " В.П. трудоспособен (л.д. 20-21).
При освидетельствовании " ... " В.П. в " ... " году ему установлена " ... ". Причина инвалидности : " ... " диагноз - " ... " (л.д. 22, 23, 24, оборот 24).
При освидетельствовании " ... " В.П. в " ... " году установлен диагноз: " ... ". Истцу установлена " ... " бессрочно, причина инвалидности - " ... " (л.д. 9).
" ... " В.П. обратился в ФКУ Главное БСМЭ " ... " с заявлением о внесении изменений в акт освидетельствования, полагая при этом, что на основании указаний Минсоцзащиты РФ от 11 сентября 1992 года ему должна была быть установлена причина инвалидности " ... " без обращения в ВВК, межведомственный экспертный совет (л.д. 18).
Ответчиком было отказано в удовлетворении указанного заявления ввиду непредставления " ... " В.П. документов, подтверждающих обстоятельства возникновения заболевания (л.д. 19).
В этой связи, суд первой инстанции правильно указал в решении на то, что " ... " В.П., обращаясь за судебной защитой, фактически просит установить другую причину инвалидности, отличную от имеющейся у него.
Между тем, решение вопроса об установлении причины инвалидности законодательство относит к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии, межведомственного совета.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований " ... " В.П. об установлении тождества формулировок причин инвалидности.
Доводы апелляционной жалобы " ... " В.П. аналогичны доводам, приведенным им в суде первой инстанции, выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права и поэтому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 13 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.