Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре ААА,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по иску ЕЕЕ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хотынецком районе Орловской области о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой части пенсии и о признании права на досрочное назначение страховой части пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе истца ЕЕЕ на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 2 июля 2015 года, которым в удовлетворении заявленного ЕЕЕ иска отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
ЕЕЕ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хотынецком районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ в Хотынецком районе Орловской области) о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой части пенсии и о признании права на досрочное назначение страховой части пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывал, что с "дата" он является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как проходивший службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Вышеприведенным Законом для указанной категории лиц предусмотрено право на одновременное получение пенсии по данному Закону и страховой части пенсии по старости.
В период с "дата" по "дата" он проходил службу в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" (далее по тексту - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области), которое расположено в п. Нарышкино Урицкого района Орловской области.
Названный населенный пункт отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, постоянное проживание или постоянная работа в которой дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста.
Полагая, что возникли условия для назначения ему страховой части пенсии по старости, "дата" он обратился к ответчику с соответствующим заявлением.
Однако решением ГУ УПФ РФ в Хотынецком районе Орловской области от 11 февраля 2015 года ему было отказано в назначении страховой части пенсии в связи с тем, что его нельзя отнести к категории граждан, постоянно работавших на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Хотынецком районе Орловской области исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ЕЕЕ ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Полагает, что согласно действующему законодательству, он имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года для получения страховой части пенсии по старости, поскольку на момент обращения в пенсионный орган он достиг возраста 57 лет.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8, частью 1 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" действие настоящего закона распространяется, в частности, на лиц проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьей 7 вышеприведенного Закона, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно пунктам 8 и 12 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся соответственно, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со статьей 34 названного Закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р, применявшемуся до 01.02.1998 года, населенный пункт Нарышкино Урицкого района Орловской области был отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Населенный пункт Хотынец Хотынецкого района Орловской области в данном перечне отсутствует.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" населенный пункт Нарышкино Урицкого района Орловской области отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Населенный пункт Хотынец Хотынецкого района Орловской области в данном перечне отсутствует.
ЕЕЕ является получателем пенсии по инвалидности назначенной с "дата" в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно справке УФСИН России по Орловской области от "дата" при назначении указанной пенсии учтен период прохождения службы ЕЕЕ в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области с "дата" по "дата" (л.д. 14).
Согласно справкам администрации поселка Нарышкино Урицкого района Орловской области и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, в период с "дата" по "дата", указанное исправительное учреждение находилось и находится в настоящее время по адресу: Орловская область, Урицкий район, поселок Нарышкино, улица Заводская, дом 62 (л.д. 12, 13).
Как усматривается из материалов дела ЕЕЕ, постоянно проживающий с 1984 года в пгт Хотынец Хотынецкого района Орловской области, по достижению возраста 57 лет, "дата" обратился в ГУ УПФ РФ в Хотынецком районе Орловской области за назначением страховой части пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года (л.д. 8, 64-68).
Решением ГУ УПФ РФ в Хотынецком районе Орловской области от 11 февраля 2015 года в назначении страховой части пенсии ему отказано (л.д. 63).
Данный отказ мотивирован тем, что ЕЕЕ, как лицо проходившее службу в ФКУ ИК-5 УФСИН России по "адрес", на территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не относится к категории граждан, указанных в пункте 8 Закона Российской Федерации от "дата" N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые, в соответствии со статьей 34 названного Закона, имеют право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием или работой на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Он относится к категории лиц указанных в пункте 12 названного Закона, которым снижение общеустановленного пенсионного возраста названным Законом не предусмотрено. Поэтому право на установление страховой части пенсии у ЕЕЕ возникает по достижению им общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет (л.д. 16-18).
Проверяя доводы истца, суд установил, что истец, принятый на службу в органы уголовно-исполнительной системы, имеет специальный правовой статус, поскольку служба в уголовно-исполнительной системе является особым видом государственной службы.
При этом, учитывая, что правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы определяется Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положением о прохождении службы в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1 от 23 декабря 1992 г., иными нормативными правовыми актами, в том числе, Приказом Министерства юстиции РФ от 08.09.2003 г. N 216 "О дополнительных мерах по социальной защите работников уголовно - исполнительной системы, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в которых предусмотрены и дополнительные льготы, гарантии и компенсации для лиц, проходящих службу в органах уголовно-исполнительной системы, истец, добровольно поступив на службу, согласился с условиями предоставления дополнительных льгот, которые предусмотрены для сотрудников уголовно-исполнительной системы специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки - дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц.
Установив, что статья 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривающая снижение общеустановленного пенсионного возраста распространяется лишь на определенный круг лиц, непосредственно указанных в пункте 8 части 1 статьи 13 названного Закона, к которым сотрудники уголовно-исполнительной системы, проходящие службу не относятся, поскольку указанные лица отнесены к самостоятельной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанной в пункте 12 названного Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что действие статьи 34 названного Закона на истца не распространяется.
Такой вывод судебная коллегия находит правильным, основанным на верном толковании закона, поскольку истец в силу прохождения службы в органах уголовно - исполнительной системы, имеет специальный правовой статус, в связи с чем, не может быть отнесен к категории граждан, которые в силу статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеют право на снижение общеустановленного пенсионного возраста.
Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и с принятым по делу решением, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 2 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЕЕЕ - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.