Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Циунель Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кривко О.Н. на постановление старшего государственного инспектора министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N от 23 декабря 2014 года, решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 17 июля 2015 года, вынесенные в отношении (должность) ООО " ***" КРИВКО О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N от 23 декабря 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 17 июля 2015 года, (должность) ООО " ***" Кривко О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Кривко О.Н. просит постановление старшего государственного инспектора министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N от 23 декабря 2014 года, решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 17 июля 2015 года, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, отменить, считая их незаконными.
В возражениях на жалобу министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО1 просит решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 17 июля 2015 года, вынесенное в отношении (должность) ООО " ***" Кривко О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, возражений на нее, заслушав объяснение защитника Кривко О.Н. по доверенности Гез И.Н., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что в период с 21 ноября 2014 года по 2 декабря 2014 года государственным инспектором министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами в отношении ООО " ***", результаты которой зафиксированы в акте N от 2 декабря 2014 года..
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 ноября 2014 года основным видом деятельности ООО " ***" является оптовая торговля парфюмерными и косметическими изделиями.
На основании договоров аренды N от 1 февраля 2013 года, N от 6 января 2014 года, заключенных с индивидуальным предпринимателем ФИО2, собственником двухэтажного административно-бытового здания, находящегося по адресу: (адрес), ООО " ***" использует в данном здании помещения площадью ** м2 на втором этаже и площадью * м2 в мансарде под офис для осуществления административного управления предприятием.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО " ***" образуются следующие виды отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - 1 класс опасности; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (включая крупногабаритный) - 4 класс опасности; клавиатура, манипулятор "мышь" с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства - 4 класс опасности; принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства - 4 класс опасности; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и производства - 5 класс опасности.
Согласно акту проверки N от 2 декабря 2014 года в нарушение требований ст. 11, ч.ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
- не проведена инвентаризация образующихся в процессе деятельности общества отходов;
- не подтверждено отнесение образующихся в процессе деятельности общества отходов к конкретному классу опасности, не составлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности;
- не представлена обществом в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке за 2013 год;
- на предприятии общества отсутствует должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
В данном акте констатировано, что (должность) ООО " ***" Кривко О.Н. в силу положений ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом, ответственным за соблюдение обществом требований действующего природоохранного законодательства РФ.
15 декабря 2014 года старшим государственным инспектором министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в отношении Кривко О.Н. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N от 23 декабря 2014 года Кривко О.Н. привлечен к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения.
Судья районного суда в своем решении от 17 июля 2015 года согласился с выводами должностного лица административного органа о наличии в действиях (должность) ООО " ***" Кривко О.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Состоявшиеся по делу постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ) отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исходя из положений указанных норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения и представлению необходимой информации в области обращения с отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Однако из материалов дела не следует, что ООО " ***" осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также эксплуатирует занимаемые помещения в связи с обращением с отходами, доказательств тому не имеется.
Деятельность общества связана с оптовой торговлей, занимаемые на основании договоров аренды нежилые помещения оно использует под офис предприятия.
Согласно представленной справке в собственности ООО " ***" транспортных средств не имеется, на балансе общества здания и сооружения не значатся, среднесписочная численность работников предприятия по состоянию на 27 октября 2014 года составила 15 человек.
Привлекая (должность) ООО " ***" Кривко О.Н. к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что общество осуществляет временное накопление отходов, которые образуются в процессе его деятельности.
Однако материалы дела не содержат доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о производстве ООО " ***" в отношении отходов действий, отвечающих признакам накопления отходов, которым в силу ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ признается их временное складирование (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Данные, свидетельствующие об осуществлении обществом такого складирования отходов, о наличии специально обустроенных мест (площадок) для их складирования в целях дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, отсутствуют.
Заявитель указывает, что образовавшиеся отходы ООО " ***" помещает в мусорный контейнер арендодателя индивидуального предпринимателя ФИО2, который и осуществляет накопление отходов, и у которого заключены соответствующие договоры на вывоз и утилизацию мусора, что не опровергнуто в ходе производства по делу.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления старшим государственным инспектором министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N 703 от 23 декабря 2014 года) право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
В соответствии с договором аренды нежилого помещения N от 1 февраля 2013 года, заключенном между индивидуальным предпринимателем ФИО2(Арендодатель) и ООО " ***" (Арендатор), арендодатель обязуется: путем заключения договоров размещать (временно хранить) отходы 1-3 класса опасности для последующей передачи их на утилизацию специализированным предприятиям; путем заключения договоров размещать (захоронять) твердые бытовые и иные отходы 4-5 класса опасности (ТБО, отходы); вести учет вывезенных отходов; производить оплату за оказанные услуги по размещению, уничтожению отходов; производить ежеквартальный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
Дополнительным соглашением между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ООО " ***" от 3 февраля 2013 года к указанному договору аренды нежилого помещения N от 1 февраля 2013 года арендатор обязуется передать безвозмездно в собственность арендодателя отходы производства, которые образовались у арендатора в процессе производства, а арендодатель обязан принять отходы в собственность и обращаться с ними в соответствии с действующим законодательством.
При пересмотре постановления по делу в районном суде защитником Кривко О.Н. был предоставлен договор аренды нежилого помещения N от 6 января 2014 года, которым вышеперечисленные обязанности по обращению с отходами производства, образовывающимися в результате деятельности ООО " ***", вновь взяты на себя индивидуальным предпринимателем ФИО2; в данном договоре уточнено, что арендодатель (ИП ФИО2) принимает в свою собственность безвозмездно отходы, образовывающиеся в результате деятельности у арендатора (ООО " ***"), с момента их образования.
Из материалов дела усматривается, что государственным инспектором министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области одновременно с ООО " ***" была проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, в деятельности которого нарушений не выявлено (акт проверки N от 2 декабря 2014 года).
В деле сведений об образовании каких-либо иных отходов от деятельности ООО " ***", не связанной с совместной деятельностью с индивидуальным предпринимателем ФИО2, не имеется.
Вывод судьи районного суда о том, что договор аренды нежилого помещения N от 6 января 2014 года не может быть принят во внимание при оценке обстоятельств настоящего дела в связи с тем, что он не был предоставлен в ходе указанной проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами в отношении ООО " ***", признать обоснованным нельзя.
Из п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ следует необходимость проверки законности и обоснованности привлечения к административной ответственности в полном объеме на всех стадиях рассмотрения дела об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Довод заявителя о том, что данный договор фактически на момент проверки имелся, находился в архиве общества и не был предъявлен государственному инспектору только вследствие невнимательности делопроизводителя общества, судьей фактически отвергнут безмотивно.
Судьей районного суда оставлено без внимания то обстоятельство, что срок действия предоставленного государственному инспектору предыдущего договора аренды нежилого помещения N от 1 февраля 2013 года ко времени указанной проверки уже истек (31 декабря 2013 года), что обязывало государственного инспектора в ходе проверки истребовать действующий договор, однако это им сделано не было.
Соответственно для признания представленного на стадии пересмотра не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении договора аренды нежилого помещения N от 6 января 2014 года недопустимым доказательством оснований не имеется.
При таких обстоятельствах, поскольку индивидуальный предприниматель ФИО2 по указанным договорам аренды нежилого помещения взял на себя обязательства по принятию образующихся в результате деятельности ООО " ***" отходов в свою собственность с момента их образования и по исполнению всех соответствующих требований законодательства в области обращения с этими отходами, следует признать, что (должность) ООО " ***" Кривко О.Н. не может быть субъектом административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП Ф.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N от 23 декабря 2014 года, решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 17 июля 2015 года, вынесенные в отношении (должность) ООО " ***" Кривко О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении (должность) ООО " ***" Кривко О.Н. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу Кривко О.Н. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N от 23 декабря 2014 года, решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 17 июля 2015 года, вынесенные в отношении (должность) ООО " ***" КРИВКО О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.