Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - Емельянова В.А.,
членов президиума: Белинской С.В., Черновой С.А., Хакимовой О.В., Акчуриной Г.Ж.
рассмотрел кассационную жалобу Министерства социального развития Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Сиволаповой В.А. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Жуковой Н.В., объяснения представителя Министерства социального развития Оренбургской области Карташовой С.П., действующей на основании доверенности от (дата), поддержавшей жалобу, Сиволаповой В.А., просившей в удовлетворении жалобы отказать, президиум Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛ:
Сиволапова В.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области, указав, что с (дата) по (дата) она работала главным специалистом *** в Федерации организаций профсоюзов ***. В (дата) за многолетнюю и активную работу была награждена медалью "100 лет профсоюзам России". С (дата) получает пенсию. (дата) обратилась в отдел социальной защиты населения в Оренбургском районе с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". Письмом Министерства социального развития Оренбургской области от (дата) в присвоении звания "Ветеран труда" ей отказано со ссылкой на то, что Федерация независимых профсоюзов является общественной организацией, не относится к органам государственной власти.
После уточнения требований Сиволапова В.А. просила отменить решение об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" от (дата) N ***, принятое Министерством социального развития Оренбургской области; признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда" с (дата); обязать отдел социальной защиты населения Оренбургского района Оренбургской области начислить и выплатить все причитающиеся денежные средства с (дата); взыскать с ответчика расходы на уплату государственной пошлины в размере ***.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 09 февраля 2015года в удовлетворении требований Сиволаповой В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2015 года названное решение отменено, принято новое решение, в соответствии с которым:
признано незаконным решение Министерства социального развития Оренбургской области об отказе в присвоении Сиволаповой В.А. звания "Ветерантруда" от (дата) N ***.
Признано за Сиволаповой В.А. право на присвоение звания "Ветерантруда".
В удовлетворении требований об обязании начислить и выплачивать причитающиеся денежные средства с (дата) отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд (дата), Министерство социального развития Оренбургской области просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда.
Определением судьи Оренбургского областного суда Жуковой Н.В. от 10 июля 2015года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
В силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационной жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Сиволапова В.А. с (дата) по (дата) работала в Федерации профсоюзов *** в должности главного специалиста социально-экономической и правовой защиты.
В период работы в Федерации профсоюзов *** истец была награждена медалью "100 лет профсоюзам России", ей выдано соответствующее удостоверение.
(дата) Сиволапова В.А. обратилась с заявлением к ответчику о присвоении ей звания "Ветеран труда", представила удостоверение к медали "100 лет профсоюзам России", выданное Федерацией независимых профсоюзов России.
Министерство социального развития Оренбургской области отказало истцу в присвоении звания "Ветерантруда", сославшись на то, что удостоверение к медали "100 лет профсоюзам России" вручено общественной организацией.
Отказывая в удовлетворении заявления Сиволаповой В.А., суд первой инстанции руководствовался подпунктом 2 пункта 1 статьи7 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ "О ветеранах", Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветерантруда", утвержденным постановлением правительства Оренбургской области от 10 июня 2006года N239-п, и исходил из того, что Федерация независимых профсоюзов, учредившая медаль "100 лет профсоюзам России", которой была награждена Сиволапова В.А., является общественной организацией, не относится к органам государственной власти, в связи с чем данный знак отличия не может учитываться при присвоении звания "Ветерантруда" в Оренбургской области.
С данным выводом суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Сиволаповой В.А. о признании незаконным решения Министерства социального развития Оренбургской области об отказе в присвоении звания "Ветерантруда", признании права на присвоение звания "Ветерантруда", суд апелляционной инстанции исходил из того, что полученная истцом медаль является ведомственным знаком отличия, который согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15сентября 1997 года N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде учитывается при присвоении звания "Ветеран труда" наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации.
Между тем вывод суда апелляционной инстанции о признании за истцом права на присвоение звания "Ветерантруда" сделан с существенным нарушением материального закона.
Основания для присвоения звания "Ветеран труда" установлены в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктом 1 которой предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Постановлением правительства Оренбургской области от 10 июля 2006года N239-П утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", в котором установлены аналогичные требования для присвоения звания "Ветеран труда".
Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Положении понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами государственной власти (управления) СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Арбитражным судом Российской Федерации, Прокуратурой СССР, РСФСР или Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Государственным банком СССР, РСФСР или Центральным банком Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
В данном списке органы профсоюзов не поименованы.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 мая 2012года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федерация профсоюзов не входит в структуру органов исполнительной власти.
Ввиду того что Федерация профсоюзов России в силу приведенных нормативных положений не входит в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации и не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия и награждению ими, выводы суда апелляционной инстанции о том, что выданная истцу медаль "100 лет профсоюзам России" является ведомственным знаком отличия в труде и подлежит учету при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", являются неправомерными, не основанными на положениях действующего законодательства. Федерация профсоюзов России не является органом исполнительной власти, награды которого следует учитывать в качестве ведомственных знаков отличия в труде при отсутствии прямого указания на это в законодательстве субъекта Российской Федерации.
В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в применении норм материального закона, которые повлекли вынесение незаконного судебного постановления, президиум Оренбургского областного суда считает необходимым кассационную жалобу Министерства социального развития Оренбургской области удовлетворить, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2015года отменить, оставив в силе решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 09 февраля 2015года.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Министерства социального развития Оренбургской области удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2015года отменить, оставить в силе решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 09февраля 2015года.
Председательствующий: В.А. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.