Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Довженко Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. 23 сентября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД России по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Смирнова Е.В. обратилась в суд с иском к УМВД России по Новгородской области об обязании зачесть в общий трудовой стаж период ее проживания по месту службы супруга с 26 мая 1984 года по 23 сентября 1985 года и произвести перерасчет размера пенсии с учетом изменения стажа, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что такое право истца предусмотрено законом, однако ответчик его отказывается реализовать в установленном порядке.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, которым исковые требования Смирновой Е.В. удовлетворены.
УИВД России по новгородской области обязано включить Смирновой Е.В. период ее проживания по месту службы супруга с 26 мая 1984 года по 23 сентября 1985 года и произвести перерасчет размера пенсии с учетом изменения трудового стажа.
Смирновой Е.В. возвращена из бюджета государственная пошлина в сумме " ... " руб.
В апелляционной жалобе УМВД России по Новгородской области с данным решением суда не согласно, считает, что суд при вынесении решения неправильно определил юридически значимые факты, неправильно применил нормы материального закона, а поэтому просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, надлежаще извещенные, не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "б" ч.1 ст.13 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях";
в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Аналогичное положение предусмотрено и п.7 ч.1 ст.12 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01 января 2015 года.
Ранее такая норма содержалась в п "г" ст.92 Закона РФ от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, следующие периоды проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства.
Согласно п. 27.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555, период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению N 4.
Указанный период, имевший место после 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам, а в случае если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, - только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N4 к настоящим Правилам.
Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N4 к настоящим Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего либо документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовые книжки супругов военнослужащих.
Пунктом 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015, также предусмотрено, что период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению 4.
Таким образом, как ранее действовавшее, так и действующее в настоящее время пенсионное законодательство предусматривают возможность включения в трудовой (страховой) стаж периодов проживания супругов военнослужащих, проходящих службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства. При этом законодательно установлен способ подтверждения таких периодов - установленной формы справки воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов.
Из материалов дела видно, что Смирнова Е.В. с апреля 2014 года является получателем пенсии по линии МВД РФ. Пенсия ей назначена в соответствии с п. "б" ч.1 ст. 13 Закона " 4468-1 по смешанному стажу. Для расчета пенсии ее общий трудовой стаж составил 36 лет 10 месяцев 20 дней, из них служба в органах внутренних дел - 17 лет 07 месяцев 20 дней. При расчете пенсии в общий трудовой стаж не вошел период проживания с супругом по месту его службы в действующей армии с 26 мая 1984 года по 23 сентября 1985 года в связи с отсутствием документального подтверждения.
30.12.2014 года Смирнова обратилась в УМВД России по Новгородской области с заявлением о включении периода проживания по месту службы муда с 26 мая 1984 года по 23 сентября 1985 года и перерасчете размера пенсии с учетом изменений общего трудового стажа, предоставив в подтверждение справку военного комиссариата по городу Великий Новгород, Новгородского и Батецкого районов N 560 от 31.10.2014 года, в которой подтверждался факт прохождения ее мужа Смирнова В.ВА. срочной военной службы в Вооруженных Силах СССР с 11 октября 1983 года по 23 сентября 1985 года в качестве офицера.
Письмом ответчика от 12.02.2015 года N 10/17-С/1 в этом ей было отказано со ссылкой на то, что ее супруг проходил срочную военную службу, а не службу по контракту.
Считая данный отказ незаконным, Смирнова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Как установлено судом, Смирнова Е.В. в период с 26 мая 1984 года по 23 сентября 1985 года вместе со своим супругом находилась в пос. Печенга Мурманской области, где ее муж Смирнов В.В. проходил военную службу в войсковой части 01412 по призыву с 11.10.1983 года по 23.09.1985 года.
Ранее Смирнову В.В. в 1980 году было присвоено звание лейтенанта в связи с прохождением военной кафедры, он принял присягу.
Принимая во внимание, что Смирнов В.В. призывался фактически имея специальное звание и прошедшим подготовку, суд пришел к выводу, что его призыв следует расценивать как схожий с контрактной службой, в связи с чем исковые требования Смирновой Е.В. удовлетворил.
Однако судебная коллегия такой вывод суда считает ошибочным исходя из следующего.
В соответствии со ст.5 Закона СССР от 12.10.1967 года "О всеобщей воинской обязанности", действовавшей в спорный период, воинская служба состояла из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР.
Согласно п.3 ст. 64 Закона СССР "Всеобщей воинской обязанности" запас офицерского состава Вооруженных Сил СССР образуется из лиц, прошедших военную подготовку в гражданских учебных заведениях и получивших офицерское звание после сдачи ими установленных экзаменов.
В силу ст.66 того же Закона лица офицерского состава запаса могли быть определены в мирное время на действительную военную службу для использования на офицерских должностях:
1) в добровольном порядке - решением Министра обороны СССР;
2) по призыву - на два-три года из числа лиц, имеющих возраст не более 30 лет, в количестве и по военно-учетным специальностям, определяемым Советом Министров СССР.
Из изложенного следует, что действовавшим в спорное время законодательством предусматривалась, что лица офицерского состава запаса могли в добровольном порядке на основании решения Министра обороны СССР определиться на действительную военную службу для использования на офицерских должностях, то есть стать кадровыми офицерами.
Наряду с добровольным порядком определения офицерского состава запаса на действительную военную службу также был предусмотрен и призыв.
Как видно из личного дела, Смирнов В.В. был призван в качестве офицера на действительную военную службу на два года на основании п.2 ст.66 названного закона.
То есть, в данном случае военную службу супруг истца проходил именно по призыву, а не в добровольном порядке.
Действующим в настоящее время Федеральным законом от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ч.2 ст.2) предусмотрено, что прохождение военной службы осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу и другие условия контракта (ч.2 ст.32).
Согласно пп. "в" п.1 ст.2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 года N 1237, прохождение военной службы осуществляется офицерами - по призыву или по контракту.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда о схожести службы по призыву Смирнова В.В. со службой по контракту является необоснованным.
Смирнов В.В. не изъявлял желания служить в Советской Армии, он был призван на срочную военную службу в качестве офицера.
Этот факт не оспаривался и истицей и подтвержден справкой Военного комиссариата по г. Великий Новгород, Новгородскому и Батецкому районам от 31.10.2014 года N 560.
Таким образом, в спорный период истица являлась супругой военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а поэтому период проживания с данным супругом в местности, где она не могла трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустроиться, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами не подлежит включению в общий трудовой стаж.
Учитывая изложенное, принятое судом решение об удовлетворении исковых требований Смирновой Е.В., нельзя признать законным и обоснованным, а поэтому оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Смирновой Е.В. к УМВД России по Новгородской области об обязании включить в общий трудовой стаж период проживания по месту службы супруга с 26 мая 1984 года по 23 сентября 1985 года и произвести перерасчет размера пенсии с учетом изменения трудового стажа - отказать.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.