Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 23 сентября 2015 г. по делу N 33а-2283/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Костина И.В. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление жилищного обеспечения) - Лисицкой Ю.С. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 13 февраля 2015 г., которым удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Казакмурзаева А.У. об оспаривании действий начальника управления жилищного обеспечения, связанных с отказом в принятии членов семьи истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ввиду предстоящего увольнения с военной службы по состоянию здоровья Казакмурзаев А.У., имеющий общую продолжительность военной службы более "данные изъяты", на основании решения начальника жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N принят на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном месте жительства посредством предоставления жилищной субсидии. Этим же решением должностного лица в принятии на указанный учёт членов семьи истца (жены и троих детей) отказано на том основании, что они зарегистрированы и проживают в качестве членов семьи собственника у "данные изъяты" Казакмурзаева А.У. - ФИО7 в жилом помещении общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенном в с. "адрес" района "адрес".
Казакмурзаев А.У. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника управления жилищного обеспечения, связанные с отказом в принятии членов его семьи на жилищный учёт, и обязать названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии их на указанный учёт. Кроме того, административный истец просил обязать начальника управления жилищного обеспечения изменить в оспариваемом решении форму обеспечения жилым помещением с жилищной субсидии на жилое помещение по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда исковое заявление удовлетворено. Оспариваемое решение начальника управления жилищного обеспечения в части, касающейся отказа в принятии членов семьи истца на жилищный учет, признано незаконным, на указанное должностное лицо возложена обязанность по повторному рассмотрению вопроса о принятии их на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
Дополнительным решением на начальника управления жилищного обеспечения возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Казакмурзаева А.У. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование автор жалобы обращает внимание на то, что жена и дети истца, будучи зарегистрированными и проживая в принадлежащем матери жены жилом помещении, соответствующем учетной норме, являются членами семьи собственника, поэтому не вправе претендовать на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. При этом каких-либо документов, подтверждающих раздельное проживание супруги и детей истца с собственником указанного жилого помещения, в жилищный орган представлено не было.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Исходя из содержания ч.1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Таким образом, для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи необходимо установление факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Данное разъяснение, в частности, содержится в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14.
Судом установлено и из материалов дела видно, что истец проходит военную службу в "адрес", его жена и дети зарегистрированы в домовладении, принадлежащем матери жены, в с. "адрес" района "адрес". Вместе с тем с ДД.ММ.ГГГГ г. истец с семьей фактически проживают по месту прохождения службы в "адрес" на условиях найма жилого помещения. Об этом свидетельствуют, в частности, справки участкового, Главы администрации муниципального образования "Село "адрес"", копии договоров найма жилого помещения в "адрес".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что жена и дети истца в жилом помещении, принадлежащем матери жены, не проживают, поэтому с точки зрения жилищных правоотношений членами семьи собственника жилого помещения не являются.
Что касается регистрации их в указанном домовладении, то это обстоятельство в настоящем деле не является определяющим обстоятельством для разрешения спорного вопроса, поскольку в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской федерации", регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Аналогичная правовая позиция содержится в том же пункте упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 13 февраля 2015 г. по заявлению Казакмурзаева А.У. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.