Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Пелевиной Н.В., Зиновьевой О.Н.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,
при секретаре Никоноровой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управляющего Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Дмитриевой И.Н. на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 29 мая 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Буйского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, на Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить ФИО1 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации: "данные изъяты", за период с 01.11.2014 г. по 29.05.2015 г. включительно в количестве 210 штук; "данные изъяты", за период с 01.12.2014 г. по 29.05.2015 г. включительно в количестве 360 штук.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Блинова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буйский межрайонным прокурор обратился в суд с иском (уточненным в ходе рассмотрения дела) в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - КРО ФСС РФ) об обязании обеспечить ФИО1 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации: "данные изъяты", за период с 01.11.2014 г. по 29.05.2015 г. включительно в количестве 210 штук; "данные изъяты", за период с 01.12.2014 г. по 29.05.2015 г. включительно в количестве 360 штук.
Требования мотивированы тем, что Буйской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО1. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что ФИО1 является инвалидом "данные изъяты", инвалидность установлена бессрочно. 29 мая 2014 года ФИО1 обратился в ГУ - КРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации: "данные изъяты". Данные технические средства реабилитации предусмотрены индивидуальной программой реабилитации инвалида ФИО1 Однако до настоящего времени ФИО1 в полной мере не обеспечен положенными ему техническими средствами реабилитации, чем нарушено гарантированное инвалиду Федеральным законом от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе управляющий ГУ - КРО ФСС РФ Дмитриева И.Н. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что судом при вынесении решения не применены положения ст. ст. 3, 12, 45 ГПК РФ, подлежащие применению. Заявленные в 2015 году исковые требования о возложении на региональное отделение Фонда обязанности предоставить ФИО1 средства реабилитации, подлежащие использованию в 2014 году, не предполагают восстановление прав истца, не могут быть признаны надлежащей реализацией прав на обращение в суд применительно к положениям ст. 3 ГПК РФ и реализацией полномочий прокурора, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ.
В возражениях относительно апелляционной жалобы помощник Буйского межрайонного прокурора Михина Д.А. считает решение суда законным и обоснованным.
Истец ФИО1 представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской областив судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1. является инвалидом "данные изъяты".
Индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной 15 мая 2014 года, определены потребность инвалида в технических средствах реабилитации (ТСР) и услуги по реабилитации: "данные изъяты". Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР бессрочно.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, инвалид ФИО1 был обеспечен "данные изъяты" 156 штук - до 01 ноября 2014 года, "данные изъяты" в количестве 372 штук - до 01 декабря 2014 года. С указанного периода времени ФИО1 техническими средствами реабилитации не обеспечен.
За период с 01 ноября 2014 года по 29 мая 2015 года ФИО1. подлежал обеспечению техническими средствами реабилитации: "данные изъяты" в количестве 210 штук, и за период с 01 декабря 2014 года по 29 мая 2015 года - "данные изъяты" в количестве 360 штук.
Проанализировав положения Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 г. N2347-р "Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г. N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного прокурором в интересах ФИО1 иска и возложил обязанность по предоставлению ФИО1. технических средств реабилитации на ГУ - КРО ФСС РФ.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении обязанности на ГУ - КРО ФСС РФ обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что истец является инвалидом и имеет право на получение указанных выше средств реабилитации и ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву того, что региональное отделение Фонда не осуществляет производство указанных средств реабилитации или из-за недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций. Несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и свободы инвалида.
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного исследования обстоятельств дела, с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N181-ФЗ) предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 данного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В силу ст. 11 Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В пункте 22 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N2347-р предусмотрено абсорбирующее белье, подгузники.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона N181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N240 (пункты 2, 3, 4), установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Таким образом, право указанных категорий граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда и должно подтверждаться соответствующими медицинскими показаниями, установленными в индивидуальной программе реабилитации.
При изложенном, учитывая, что ответчик не оспаривал право ФИО1. на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с выданной ему индивидуальной программой реабилитации инвалида, установив факт того, что в полном объеме рассматриваемые средства реабилитации за ноябрь - декабрь 2014 года, а также за истекшие месяцы 2015 года истцу предоставлены не были, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, возложив на ГУ - КРО ФСС РФ обязанность предоставить ФИО1. рассматриваемые технические средства в объеме, определенном по состоянию с 01 ноября 2014 года по 29 мая 2015 года "данные изъяты") и с 01 декабря 2014 года по 29 мая 2015 года ( "данные изъяты"), т.е. присудив к исполнению обязанности в натуре.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности выдачи ТСР за прошедший период являются несостоятельными, основанными на неверном применении подателем норм права. Истечение срока, за который ФИО1 следовало предоставить указанное количество "данные изъяты", не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида ТСР исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида на получение указанных средств в натуре.
По изложенным основаниям несостоятельны и доводы жалобы ответчика о том, что при вынесении решения не применены положения ст. ст. 3, 12 и 45 ГПК РФ, в соответствии с которыми возложение на региональное отделение Фонда обязанности предоставить инвалиду средства реабилитации, подлежавшие использованию в прошедшем периоде, не предполагает восстановление его права и не может быть признано надлежащей реализацией права на обращение в суд. С учетом установленных по делу обстоятельств оснований для вывода о том, что истец надлежащим образом обеспечен техническими средствами, а соответствующая обязанность ответчиком исполнена, не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы являлись процессуальной позицией ответчика, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда и прекращения производства по делу, как о том заявлено в жалобе.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального либо процессуального права, способных повлечь отмену решения, судом не допущено, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 29 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управляющего Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Дмитриевой И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.