Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Никоноровой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора ОГКУ "Центр социальных выплат" Поцелуева В.П. на решение Ленинского районного суда города Костромы от 09 июня 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований ОГКУ "Центр социальных выплат" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказано.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОГКУ "Центр социальных выплат" обратилось в Свердловский районный суд города Костромы с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Горлову А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в его обоснование, что решением Свердловского районного суда города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ на департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области возложена обязанность принять решение о предоставлении З.В. социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, а на ОГКУ "Центр социальных выплат" - предоставить З.В. социальную выплату. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в отношении должника - ОГКУ "Центр социальных выплат" - возбуждено исполнительное производство, и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В связи с неисполнением этих требований в указанный срок постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с ОГКУ "Центр социальных выплат" взыскан исполнительский сбор в размере " ... ", однако вина ОГКУ "Центр социальных выплат" в неисполнении решения суда отсутствует, так как решение о предоставлении З.В. социальной выплаты на обеспечение жильем, которое являлось бы основанием для перечисления такой выплаты, департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области до настоящего времени не принято, денежные средства для осуществления социальной выплаты из федерального бюджета не поступили, а собственных денежных средств учреждение не имеет. Ссылаясь на положения статьи 401 ГК РФ, статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614, и Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденный постановлением администрации Костромской области от 08 июля 2008 года N 224-а, просит освободить ОГКУ "Центр социальных выплат" от взыскания исполнительского сбора в размере " ... " по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе рассмотрения дела судом по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика (судебного пристава-исполнителя) надлежащим - Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области (л.д.27 оборот).
Определением Свердловского районного суда города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд города Костромы (л.д.28-29).
В ходе судебного разбирательства и.о. директора ОГКУ "Центр социальных выплат" Смирнова Г.В. в обоснование искового заявления дополнительно указала, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано непреодолимыми обстоятельствами, а именно: отсутствием субвенций на обеспечение жильем, заявки на получение которых подаются администрацией Костромской области, а также непринятием департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области решения о предоставлении З.В. социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и приказа о предоставлении социальной выплаты с указанием суммы выплаты. При этом принятие мер по устранению данных обстоятельств в компетенцию ОГУ "Центр социальных выплат" в соответствии с его Уставом не входит. Кроме того, отметила, что исполнительный лист в отношении департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области судом не выдавался, что явилось одной из причин неисполнения департаментом судебного решения в части возложения на него обязанности по принятию решения о предоставлении З.В. социальной выплаты (л.д.46-47).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе директор ОГКУ "Центр социальных выплат" Поцелуев В.П., полагая, что судом нарушены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, при этом ссылается на те же обстоятельства и нормы закона, что были приведены в обоснование иска, полагая, что они неверно оценены судом.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. От ОГКУ "Центр социальных выплат" имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, решением Свердловского районного суда города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Красносельского района в интересах З.В.; за З.В., как вдовой участника Великой Отечественной войны, признано право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года, Федеральным законом N 5-ФЗ от 21 января 1995 года "О ветеранах"; департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязан принять решение о предоставлении З.В. социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; ОГКУ "Центр социальных выплат" обязан предоставить З.В. социальную выплату на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (л.д.8-11).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Горловым А.А. на основании исполнительного листа N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Свердловским районным судом города Костромы, возбуждено исполнительное производство N в отношении должника - ОГКУ "Центр социальных выплат" - об обязании предоставить З.В. социальную выплату на обеспечение жильем.
Этим же постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления; одновременно должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в указанный срок с него будет взыскан исполнительский сбор (л.д.12).
В установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа должником исполнены не были, и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с ОГКУ "Центр социальных выплат" исполнительского сбора в размере " ... " (л.д.13).
Из материалов дела также видно, что ДД.ММ.ГГГГ департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области издан приказ N о предоставлении единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на сумму " ... ", в приложении к которому под номером 17 значится З.В. с размером причитающейся ей выплаты " ... " (л.д.39, 40).
ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ "Центр социальных выплат" сделана заявка в УФК по Костромской области о перечислении З.В. социальной выплаты на обеспечение жильем в указанной сумме (л.д.38).
ДД.ММ.ГГГГ УФК по Костромской области перечислило на лицевой счет З.В., открытый в Костромском отделении Сбербанка России N 8640, денежные средства в названном размере (л.д.37).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Конновой К.Е. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство N в отношении должника ОГКУ "Центр социальных выплат" окончено (л.д.36).
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска и освобождения ОГКУ "Центр социальных выплат" от взыскания исполнительского сбора, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения срок вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенной на него обязанности.
Оснований не согласиться с тем выводом, к которому пришел суд, судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 2 этой же статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 ГК РФ, согласно пункту 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, из смысла приведенных норм закона следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора возможно только в том случае, если должник, проявив необходимую степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства, принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, однако исполнение решения суда было невозможно вследствие объективно непредотвратимых и других непредвиденных обстоятельств, находящихся вне его контроля.
Между тем, как усматривается из материалов дела, ОГКУ "Центр социальных выплат" каких-либо действий, направленных на исполнение судебного решения, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства и до конца марта 2015 года не предпринимало, при этом убедительных и достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии чрезвычайных и объективно непредотвратимых обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, суду не представило.
Приводимые истцом как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе обстоятельства, препятствующие, по его мнению, своевременному исполнению судебного решения, а именно, отсутствие принятого департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области решения о назначении З.В. социальной выплаты и не поступление денежных средств из федерального бюджета, справедливо не признаны судом в качестве обстоятельств такого рода.
Как верно указал суд, данные обстоятельства свидетельствуют лишь о затруднительности своевременного и надлежащего исполнения решения суда, но не исключают объективную возможность его исполнения, а потому не являются основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
С учетом изложенного судебная коллегия находит отказ суда в удовлетворении исковых требований не противоречащим закону.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, не проверенных судом. По своей сути доводы жалобы сводятся к несогласию ее автора с той оценкой, которую дал суд первой инстанции доказательствам по делу, однако в силу действующего процессуального законодательства это не может служить поводом к отмене решения суда.
Оценка доказательств по делу произведена судом первой инстанции по правилам статьи 67 ГПК РФ и ее результаты отражены в судебном решении, оснований полагать ее ошибочной не имеется.
Нарушений, влекущих отмену решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, по делу не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Костромы от 09 июня 2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ОГКУ "Центр социальных выплат" Поцелуева В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.