Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Дедюевой М.В., Ворониной М.В.,
при секретаре Добряковой Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Ивановой Е.А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 01 июня 2015 года, которым исковые требования Цыбульской С.М. удовлетворены. Признано незаконными решение жилищной комиссии Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Цыбульской С.М. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями. За Цыбульской С.М. признано право на социальную выплату на улучшение жилищный условий в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и на департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области возложена обязанность принять решение о такой выплате.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителей Цыбульской С.М. - Ворончихина В.А., Цыбульской-Ворончихиной И.С., представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области - Перевозчикова П.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цыбульская С.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. В обоснование требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны Цыбульского С.З. В соответствии с действующим законодательством имеет право на получение льгот и преимуществ, установленных для жен умерших участников войны ФЗ"О ветеранах", в том числе на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В настоящее время она проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире, которая не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Физический износ дома составляет 50 %, в нем отсутствую такие виды благоустройств, как туалет, ванная, канализация, водоснабжение. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии администрации Бакшеевского сельского поселения она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как вдова умершего участника ВОВ, что явилось основанием для включения ее департаментом соцзащиты в реестр ветеранов ВОВ и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Однако в ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление о том, что решением жилищной комиссии администрации Бакшеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N она снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. Позднее она получила уведомление из департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства об утрате права по получение социальной выплаты. Данные отказы считает незаконными, нарушающими ее права. Просила признать незаконным постановление главы Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N и решение жилищной комиссии указанного сельского поселения об исключении из списка очередности нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на предоставление денежной выплаты на улучшение жилищных условий, а также признать незаконным приказ директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об исключении ее из реестра граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета; обязать департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области произвести указанную выплату.
В ходе судебного разбирательства исковые требования неоднократно уточнялись, представитель Цыбульской С.М. по доверенности Ворончихин В.А. в окончательном варианте просил суд: признать незаконным решение жилищной комиссии Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Цыбульской С.М. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями. Признать за Цыбульской С.М. право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и обязать департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области принять решение о такой выплате.
Судом по делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Иванова Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Цыбульской С.М. В обоснование жалобы указала, что решение суда не соответствует нормам законодательства, поскольку заключение N от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения истицы непригодным для постоянного проживания является недействительным. Так, в нем не отражено ни одно из оснований, предусмотренных главой 3 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", а актом межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ выявлено лишь отсутствие в жилом помещении водоснабжения и водоотведения, что не может служить основанием для признания указанного жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, указала, что в суде не нашел подтверждения факт проживания истицы в "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку показания свидетелей ФИО10 и ФИО14 не подтверждают факт постоянного проживания истицы в деревне в данный период времени. Цыбульская С.М. со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: "адрес", куда была вселена как член семьи собственника, в связи с чем утратила право на получение единовременной денежной выплаты. Регистрация Цыбульской С.М. в ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" и одновременное обращение заявителя за принятием на учет в качестве нуждающихся является намеренным ухудшением жилищных условий с целью принятия на указанный учет.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Цыбульская М.С. просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области - Перевозчиков П.Е. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представители Цыбульской С.М. - Ворончихин В.А., Цыбульская-Ворончихина И.С. считали решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что Цыбульская С.М. имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, у жилищной комиссии Бакшеевского сельского поселения отсутствовали правовые основания для снятия ее с жилищного учета, в связи с чем права истицы на получение мер социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий, как вдовы участника ВОВ, нарушены и подлежат восстановлению.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда не имеется.
Как видно по делу, Цыбульская С.М. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Цыбульского С.З., умершего ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
Из материалов дела усматривается, что Цыбульская С.М. проживает и зарегистрирована в принадлежащей ей на праве собственности квартире, расположенной по адресу: "адрес" которая является единственным и постоянным местом жительства Цыбульской С.М.
На основании акта обследования жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято заключение о признании указанной квартиры непригодной для проживания, как несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению, по причине частичного разрушения фундамента, деревянных перекрытий, необеспечения инженерными системами, а именно водоснабжением и водоотведением, имеющимися в Бакшеевском сельском поселении.
Решением жилищной комиссии администрации Бакшеевского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ Цыбульская С.М. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилого фонда, предоставляемом по договорам социального найма, в силу пп. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Однако решением той же комиссии от ДД.ММ.ГГГГ она снята с учета на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ (выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).
Решение мотивировано тем, что истица была принята на учет с нарушением действующего законодательства, а именно ст.53 ЖК РФ, поскольку намеренно зарегистрировалась в ДД.ММ.ГГГГ в д "адрес" с указанного времени не прошло пять лет.
Постановлением главы Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ Цыбульская С.М. исключена из списка очередности нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на предоставление денежной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ "Центр социальных выплат" в адрес Цыбульской С.М. направило уведомление об утрате права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета по причине снятия с жилищного учета администрацией Бакшеевского сельского поселения.
Не соглашаясь с оспариваемыми решениями, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях истицы отсутствует намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку несмотря на ее регистрацию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", она своего места жительства не меняла и продолжала постоянно проживать в "адрес", что подтвердили допрошенные судом свидетели ФИО13, ФИО14, ФИО10
Этот вывод суда основан на установленных по делу обстоятельствах и соответствует требованиям закона.
В соответствии с положениями ст. 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу положений ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанных правовых норм ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Действия, лишающие гражданина возможности быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, должны быть совершены именно с намерением приобрести право состоять на учете.
Кроме того, следует учесть, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
Учитывая изложенное, и исходя из того, что судом было установлено, что Цыбульская С.М. никогда не покидала своего постоянного места жительства в д. "адрес", а ее регистрация ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" носила формальный характер, суд пришел к правильному выводу о том, что в действиях истицы отсутствует намеренное ухудшение жилищных условий.
Доводы жалобы об обратном указанных выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому не могут повлечь иного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что Цыбульская С.М., имеющая в собственности жилое помещение, которое признано заключением межведомственной комиссии непригодным для проживания, имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем как вдова участника Великой Отечественной войны.
Несостоятельны и доводы жалобы о порочности представленного заключения межведомственной комиссии.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку заключение межведомственной комиссии не оспорено, данных требований не было заявлено и в настоящем деле, то доводы жалобы относительно неправильных выводов межведомственной комиссии не могут повлечь иного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 01 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Ивановой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.