Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Булыгиной Е.В.
Хмель М.В.
при секретаре
Дерябине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихачевой О.Ю. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области об отказе в оказании государственной услуги по регистрационному учету, обязании отдела Ленинского округа УФМС России по Мурманской области оказать государственную услугу по регистрационному учету по месту пребывания, обязании государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Мурманский комплексный центр социального обслуживания населения" согласовать с ней срок регистрации по месту пребывания,
по апелляционной жалобе Тихачевой О.Ю.
на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 02 июля 2015 года, которым постановлено:
"заявление Тихачевой О.Ю. об оспаривании решения УФМС России по Мурманской области об отказе в оказании государственной услуги по регистрационному учету, обязании отдела Ленинского округа УФМС России по Мурманской области оказать государственную услугу по регистрационному учету по месту пребывания, обязании государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Мурманский комплексный центр социального обслуживания населения" согласовать с ней срок регистрации по месту пребывания, взыскании с УФМС России по Мурманской области расходов по госпошлине в размере *** рублей, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., объяснения представителя заинтересованного лица ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН" Рябовой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Тихачева О.Ю. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Мурманской области об отказе в оказании государственной услуги по регистрационному учету, обязании отдела Ленинского округа УФМС России по Мурманской области оказать государственную услугу по регистрационному учету по месту пребывания, обязании государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Мурманский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН") согласовать с ней срок регистрации по месту пребывания.
В обоснование заявления указала, что является лицом без определенного места жительства и не имеет законных оснований на владение или пользование каким-либо жилым помещением. _ _ февраля 2015 года она подала заявление в отдел УФМС России по Мурманской области в Ленинском АО г.Мурманска на получение государственной услуги по регистрационному учету. В соответствии с пунктом 24 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета" лица без определенного места жительства подлежат регистрации по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства. В г.Мурманске такой организацией является ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН".
Отдел УФМС России по Мурманской области в Ленинском административном округе г.Мурманска в регистрации ей отказал, ссылаясь на отсутствие у неё жилищных прав и отсутствие жилых помещений в организации. Начальником УФМС России по Мурманской области также было дополнительно указано, что основанием для регистрации лиц без определённого места жительства является согласие администрации учреждения на их регистрацию и письменное соглашение об определении срока регистрации с организацией социального обслуживания населения.
Считает действия отдела УФМС России по Мурманской области в Ленинском АО г.Мурманска незаконными, при этом отсутствие отметки о регистрации в ее паспорте нарушает ее права на получение адресной социальной помощи, медицинской помощи и в других сферах жизни.
Просила суд признать незаконным отказ отдела УФМС России по Мурманской области в Ленинском АО г.Мурманска в оказании ей государственной услуги по регистрационному учету и обязать оказать ей государственную услугу по регистрационному учету по месту пребывании в соответствии с пунктом 24 Правил, обязать ГОАУСОН "Мурманский комплексны центр социального обслуживания населения" согласовать с ней срок регистрации в соответствии с пунктом 24 Правил регистрации по месту пребывания, взыскать с отдела УФМС России по Мурманской области в Ленинском АО г.Мурманска расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
Заявитель Тихачева О.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители заинтересованного лица УФМС России по Мурманской области Сямтомов В.В. и Трусова Л.Г. возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемое решение не противоречит закону, и права заявителя не были нарушены.
Представитель заинтересованного лица и.о. директора ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН" Башкирцева Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что помещение, где находится их организация, является нежилым и используется на праве аренды. Учреждение согласовывало с собственником помещения вопрос о возможной регистрации заявителя, однако в этом было отказано. Кроме того, указала, что учреждение не имеет на территории г.Мурманска жилых помещений, в которых они могли бы зарегистрировать заявителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель Тихачева О.Ю. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым ее заявление удовлетворить.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что в результате неоказания ей государственной услуги по регистрационному учету нарушены ее права и созданы препятствия в осуществлении прав на получение государственной социальной помощи, в предоставлении которой ей было отказано по мотиву отсутствия регистрации.
Считает, что судом применен нормативный правовой акт, не подлежащий применению в области миграционного учета, а именно Национальный стандарт Российской Федерации "Социальное обслуживание населения", утвержденный 18.12.2008г.
Полагает противоречащим закону вывод суда об отсутствии оснований для ее регистрации по месту пребывания по мотиву отсутствия жилого помещения, указывая, что законодательством предусмотрены случаи регистрации граждан по адресу (не в жилом помещении).
Считает, что поскольку пунктом 24 раздела IV Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации предусмотрено взаимное соглашение гражданина и администрации организации социального обслуживания о сроке регистрации лица без определенного места жительства, то у организации социального обслуживания возникает обязанность согласовать указанный срок.
Ссылаясь на пункт 15 Правил, приводит довод о том, что при отсутствии согласования срока регистрации миграционная служба обязана осуществить регистрацию без указания срока и самостоятельно запросить согласование срока регистрации у администрации учреждения.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что действующим законодательством не предусмотрено ограничений для регистрации лиц, указанных в пункте 24 Правил, и постановка граждан Российской Федерации на регистрационный учет не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в организациях социального обслуживания.
В возражениях на апелляционную жалобу директор ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН" Акачёнок Л.А., врио начальника отдела УФМС России по Мурманской области в Ленинском административном округе г.Мурманска Трусова Л.Г. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заявитель Тихачева О.Ю., представитель заинтересованного лица отдела УФМС России по Мурманской области в Ленинском административном округе г.Мурманска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным в силу положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;
регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;
место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Как следует из статьи 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания.
Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания.
Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, _ _ декабря 2014года Тихачева О.Ю. обратилась в ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН" с заявлением по вопросу её регистрации в указанном учреждении по адресу: г. ... , ул. ... , д. *.
_ _ января 2015 года директором учреждения дан ответ о невозможности зарегистрировать заявителя в связи с тем, что данное помещение является нежилым и находится у ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН" на праве аренды, каких-либо жилых помещений в ведении учреждения не имеется.
_ _ февраля 2015 года Тихачева О.Ю. обратилась в электронной форме через Единый портал государственных услуг в УФМС России по Мурманской области с заявлением об оказании государственной услуги по регистрационному учету в ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН" по адресу: г. ... , ул. ... , д. *. Заявление было возвращено для уточнения адреса жилого помещения, поскольку по имеющейся информации в ведении ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН", расположенного по указанному в заявлении адресу, нет жилых помещений, предоставляемых для временного проживания гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства.
Материалами дела подтверждено, что государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения "Мурманский КЦСОН" на основании договора аренды N * от _ _ декабря 2007 года и дополнительного соглашения к нему N * от _ _ ноября 2014 года расположено в нежилом помещении по адресу: г. ... , ул. ... , д. * арендуется ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН".
Проанализировав положения приведенного выше законодательства, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к верному выводу о законности действий органов УФМС России по Мурманской области и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Тихачевой О.Ю. требований.
При этом суд правильно исходил из того, что регистрация заявителя в доме N * по улице ... в г. ... невозможна, поскольку помещение является нежилым, а жилые помещения в ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН" отсутствуют.
Довод заявителя в апелляционной жалобе о том, что миграционная служба не вправе требовать от граждан каких-либо согласований с государственными организациями, и в случае отсутствия соглашения о сроке регистрации с организацией социального обслуживания, должна была сама согласовывать данный срок, основан на ошибочном толковании законодательства. Данный довод приводился заявителем в суде первой инстанции и был правомерно признан несостоятельным, что соответствует пункту 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25.3 Административного регламента при представлении в орган регистрационного учета заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа через Единый портал заявитель одновременно подает копии документа, являющегося основанием для временного проживания в заявленном им жилом помещении в электронной форме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Регламента.
Согласно пункту 108 Административного регламента Регистрация лица без определенного места жительства по месту пребывания по адресу учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства производится на основании заявления лица о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 2 к Регламенту) и документа, удостоверяющего личность, на срок, согласованный с администрацией данного учреждения, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Поскольку поданное Тихачевой О.Ю. заявление не соответствовало указанным требованиям Административного регламента, оснований для оказания ей государственной услуги по регистрационному учету по месту пребывания у органа Федеральной миграционной службы не имелось.
Также судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о необоснованности применения судом к возникшим правоотношениям нормативных правовых актов, действующих в сфере социального обслуживания населения.
Поскольку Тихачевой О.Ю. заявлены требования о возложении на ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН" обязанности согласовать с ней срок регистрации по месту пребывания, при этом указанное учреждение не относится к органам, осуществляющим регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания, суд правильно руководствовался нормами права, регулирующими порядок деятельности организаций социального обслуживания.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в данной части, суд правильно исходил из того, что гражданин, не имеющий определенного места жительства, может быть зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, предоставленном организацией социального обслуживания.
Вместе с тем, как установлено судом, помещение по адресу: г. ... , ул. ... д. *, в котором заявитель просила зарегистрировать ее по месту пребывания, не является жилым и не предназначено для временного проживания (пребывания) лиц без определенного места жительства.
Как следует из Устава ГОУСОН "Мурманский КЦСОН", представленного в суд апелляционной инстанции и принятого судебной коллегией на основании абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предметом деятельности Учреждения является предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании.
Учреждение осуществляет в установленном законодательством порядке виды основной деятельности в форме социального обслуживания на дому и социальное обслуживание в полустационарной форме.
Положением о срочном социальном обслуживании в государственных областных учреждениях социального обслуживания населения, утвержденном Постановлением Правительства Мурманской области от 28.12.2007 N 646-ПП/26 (в ред. от 23.01.2015), предусмотрено, что гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с отсутствием определенного места жительства, предоставляется в форме срочного социального обслуживания.
Приказом директора ГОАУСОН "Мурманский КЦСОН" N * от _ _ .01.2015 утверждено Положение об отделении срочного социального обслуживания, которое не предусматривает предоставления гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с отсутствием определенного места жительства, социальной услуги в виде предоставления жилого помещения для временного проживания либо в виде регистрации по месту пребывания.
Получателем социальных услуг, связанных с предоставлением проживания в ГОУСАОН "Мурманский КЦСОН", заявитель не является.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что ГОАУСН "Мурманский КЦСОН" обоснованно дал заявителю ответ о невозможности регистрации заявителя по месту пребывания в помещении данного учреждения.
Довод апелляционной жалобы заявителя об обязанности указанного учреждения согласовать срок, на который должна быть осуществлена ее регистрация по месту пребывания, не основан на нормах законодательства и судебной коллегией не принимается.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о законности действий органов УФМС России по Мурманской области, при этом основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применил нормы материального права.
Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда, не допущено.
При таком положении оснований для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 02 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тихачевой О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.