Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Яцун Е.М.
судей
Булыгиной Е.В.
Захарова А.В.
с участием прокурора
Мунтян Р.В.
при секретаре
Манжосовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасименко В.Н. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области об обязании производить пенсионное обеспечение на основании традиционных документов и систем учета без применения автоматизированной обработки
по апелляционной жалобе Герасименко В.Н.
на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска
от 15 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Герасименко В.Н. к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области" об обязании производить пенсионное обеспечение на основании традиционных документов и систем учета без применения автоматизированной обработки отказать".
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения Герасименко В.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя ответчика Кошелева В.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Герасименко В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Отделение (в тексте решения ошибочно указано как "Управление") Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области" (далее по тексту - ГУ ОПФ РФ в Мурманской области) об обязании производить ее пенсионное обеспечение на основании традиционных документов и систем учета без применения автоматизированной обработки.
В обоснование требований указала, что пенсионный электронный документ "страховое свидетельство" подменяет понятие удостоверения личности. Это электронное удостоверение или документ подтверждает право пенсионера на получение пенсионного обеспечения с целью назначения и перерасчёта размера пенсии, но, не имея на то письменного согласия гражданина вступает в противоречие со статьями 24 п.1, статьей 23 Конституции РФ, статьей 137 УК РФ, ФЗ N152 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предписывающих получение согласия. Ответчиком игнорируется ее заявительное право на автоматизированную обработку ее данных. Полагает, что производится незаконная обработка специальной категории персональных данных, к которой она относится отрицательно по религиозным убеждениям, не осуществляется уведомление гражданина о начале автоматической обработки его персональных данных, не исполняется принцип добровольности, выдается юридически нелегитимный электронный документ, не выполняется договорное право на безвозмездной основе в соответствии со статьей 423 Гражданского кодекса РФ, не применяется лицевой счет на бумажном носителе, который является приоритетным источником информации при сбое компьютера, в пенсионном законодательстве не существует запрета по учету граждан без страхового номера лицевого счета.
Она не давала согласия быть участником электронного документооборота и на занесение ее персональных данных на бесконтактные электронные носители для автоматической обработки, так как такая обработка приводит к созданию электронного кода гражданина, имеющего свойства имени и является средством автоматической идентификации человека, поскольку присваивается пожизненно, несменяемо. Она является пенсионером с _ _ года, ей выдано пенсионное удостоверение на бумажном носителе, ей в Пенсионном фонде открыт лицевой счет. Этого достаточно, чтобы вести ее пенсионное дело, поскольку она является состоявшимся пенсионером. На данный период ее персональные данные считаются достаточными, так как объём и содержание достигли цели обработки как состоявшегося пенсионера, и подлежат ликвидации в автоматической системе обработки в соответствии со статьей 7 ФЗ N261 "О внесении изменений в ФЗ "О персональных данных". При ликвидации организации в _ _ ., в которой она работала персональные данные её членов подлежали тоже уничтожению в связи с утратой необходимости по достижению целей обработки персональных данных.
Указывает, что запрещается любая деятельность, связанная с угрозой оскорбления религиозных чувств граждан. Также нарушаются ее права, гарантированные ст.ст. 21, 28 Конституции Российской Федерации.
Просила суд признать за ней право быть зарегистрированной в пенсионном органе без идентификационного номера, обязать ответчика изменить применяемые автоматизированные информационные системы персонифицированного учета, чтобы при внесении в них персональных данных и иных сведений о человеке ему не присваивался бы и не использовался единый универсальный знак - персональный номер, являющийся, по ее мнению, идентификационной характеристикой физического лица, обязать не применять в отношении нее автоматизированные информационные системы.
В судебном заседании истец требования поддержала, представители ответчика - ГУ ОПФ РФ в Мурманской области Вербицкий В.А. и Кошелев В.В. возражали против удовлетворения иска.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Герасименко В.Н. выражает несогласие с решением суда, настаивает на удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы приводит доводы, послужившие поводом для обращения в суд, полагает об ошибочности выводов суда относительно заявленных ею требований и о неприменении закона, подлежащего применению.
Ссылаясь на положения Федерального закона N 152-ФЗ от
27 июля 2006 года "О персональных данных", Постановление Правительства Российской федерации N 687 от 15 сентября 2008 г. "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации", а также Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" приводит доводы о недопустимости автоматизированной (электронной) обработки персональных данных без согласия их владельца. Кроме того, она не доверяет современным компьютерным системам, которые не могут гарантировать абсолютную защищенность хранимой в них информации. Фактически она лишена права выбора способа ее учета в системе пенсионного страхования.
Обращает внимание, что статья 3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими. При этом делопроизводство на бумажных носителях никто не отменял. Она имеет лицевой счет в Пенсионном фонде с _ _ на бумажном носителе, считает, что этого достаточно чтобы вести персональное пенсионное дело и осуществлять пенсионное обеспечение по традиционной системе учета.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.
В статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет определятся как организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам (статья 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится, в частности, на принципах:
единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;
использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования (статья 4 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В силу п. 1 ст.7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица в соответствии с подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Статьей 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение положений статей 8.1, 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н утверждена "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", согласно пункту 8 которой каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования.
Регистрация застрахованного лица предусматривает открытие лицевого счета на застрахованное лицо с выдачей ему страхового свидетельства.
Датой регистрации является дата открытия лицевого счета.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Герасименко В.Н. является получателем трудовой пенсии по старости и поставлена на учет в органах Пенсионного фонда РФ как застрахованное лицо в _ _ , на ее имя открыт лицевой счет, которому присвоен индивидуальный идентификационный номер.
_ _ Герасименко В.Н. обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ по Мурманской области с заявлением об отказе от автоматизированного способа учета персональных данных.
Письмом от _ _ N * ответчик отказал истцу в ее требованиях о том, чтобы индивидуальный лицевой счет не имел страхового номера и о закрытии индивидуального лицевого счета ( ***).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что присвоение номера индивидуальному лицевому счету носит технологический характер, осуществляется в целях реализации гарантированного Конституцией РФ права на получение трудовой пенсии и не заменяет собой имени человека, поскольку используется только для хранения и обработки сведений о пенсионных правах граждан в объеме индивидуального (персонифицированного) учета, при этом в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения относятся к категории конфиденциальной информации и используются только для целей пенсионного обеспечения.
Из положений указанного закона следует, что страховой номер присваивается индивидуальному лицевому счету, а не человеку, и используется наряду с анкетными данными гражданина в целях учета пенсионных прав, не заменяя собой его имени.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в иске, подробно мотивированными в оспариваемом судебном постановлении.
Что касается доводов апелляционной жалобы, обусловленных ссылками на положения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", а также иных нормативных правовых актов, то эти доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность решения суда
Частью 1 статьи 1 Федерального закона "О персональных данных" (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ) установлено, что настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
Согласно части 2 статьи 13 названного Закона, федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
Пенсионный фонд Российской Федерации включен в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, при этом органы Пенсионного фонда РФ реализуют возложенные на них государством полномочия, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суд правомерно указал, что истцом не представлено доказательств нарушения ее прав и свобод со стороны ответчика, который ведет индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования на основании действующих нормативных правовых актов, и что сам по себе факт присвоения лицевому счету идентификационного номера каких-либо негативных последствий для истца не несет.
В связи с этим, доводы жалобы о незаконности решения и нарушении прав истца не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, не соглашаться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Герасименко В.Н. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.