Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А.,
при секретаре Г.Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью " ... " К.А.Ф. на постановление государственного инспектора Котовского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Котовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 и ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью " ... "
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора Котовского района по пожарному надзору " ... " было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Поданная директором " ... " К.А.Ф. в Котовский районный суд Волгоградской области жалоба на постановление оставлена без удовлетворения, постановление государственного инспектора Котовского района по пожарному надзору N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ без изменений.
Директор " ... " К.А.Ф. в жалобе в Волгоградский областной суд оспаривает законность и обоснованность постановления административного органа и решения районного суда, просит их отменить, применив малозначительность.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для удовлетворения названной жалобы.
Согласно ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ, те же действия (указанные в части 1), совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", под пожарной безопасностью понимают состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В порядке ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ инспектором отделения надзорной деятельности по Котовскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Волгоградской области составлены протоколы об административном правонарушении в отношении " ... " по ч.2 и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. Из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения противопожарной безопасности в деятельности " ... ", в ходе которой установлены следующие нарушения:
- руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность, тем самым нарушил п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее ППР РФ), согласно которого руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте;
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие планов эвакуации людей при пожаре, тем самым нарушил п. 7 ППР РФ, согласно которого на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре;
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, тем самым нарушил п. 12 ППР РФ, согласно которого на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;
- руководитель организации не обеспечил объект зашиты огнетушителями по установленным нормам, тем самым нарушил п. 70 ППР РФ, согласно которого руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя;
- на объекте защиты лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности, допущены к работе, тем самым нарушил п.3 ППР РФ, согласно которого лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
- на объекте зашиты руководитель организации не организовал проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, а именно не предоставил акты проверок, тем самым нарушил п. 55 ППР РФ, согласно которого руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Данные нарушения совершены в период установления особого противопожарного режима на территории Котовского муниципального района, за что предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ;
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (не представлены договоры на установку и обслуживание АПС), тем самым нарушил п. 61 ППР РФ, согласно которого руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;
- на объекте защиты допущена эксплуатация двери эвакуационного выхода, не оборудованной запором, позволяющим свободное открытие изнутри без ключа, тем самым нарушил п. 35 ППР РФ, согласно которого запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Данные нарушения совершены в период установления особого противопожарного режима на территории Котовского муниципального района, за что предусмотрена административная ответственность ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения К.А.Ф. правонарушения, предусмотренного ч. 2 и ч.4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколами об административных правонарушениях, которые составлены в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо указанных протоколов факт совершения " ... " данного правонарушения подтверждается совокупностью других представленных суду доказательств и заявителем в жалобе не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения " ... " к административной ответственности по ч. 2 и ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о наличии оснований для освобождения " ... " от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения судьей областного суда отклоняются по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Учитывая общественную опасность правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что основания для признания совершенного К.А.Ф. административного правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку в данном случае нарушение представляет собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в указанном помещении.
Действия " ... " квалифицированы правильно, наказание назначено в пределах соответствующей санкции.
Постановление о привлечении " ... " к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено " ... " в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с учётом требований ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений требований КоАП РФ, которые могли повлиять на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела, при его рассмотрении не допущено.
При таких обстоятельствах не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу директора " ... " К.А.Ф. оставить без удовлетворения.
Постановление государственного инспектора Котовского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Котовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью " ... " оставить без изменения.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Циренщиков И.А.
верно:
Судья Волгоградского
областного суда: Циренщиков И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.