судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жуковича Сергея Сергеевича о признании недействительным постановления администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от 27 января 2-15 года N " ... " "Об отмене постановления"
по апелляционной жалобе представителя Жуковича Сергея Сергеевича - Т.П.
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 15 мая 2015 года, которым в удовлетворении заявления Жуковича Сергея Сергеевича отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жукович С.С. обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от 27 января 2015 года N " ... " "Об отмене постановления".
В обоснование требований указал, что постановлением администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от 22 февраля 2013 года N " ... " он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на тот момент его молодая семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении субсидии для строительства жилья.
Полагает, что данных, свидетельствующих о совершении им каких-либо умышленных действий с целью ухудшения жилищных условий или иных неправомерных действий, направленных на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.
Однако 27 января 2015 года администрацией Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области было принято постановление N " ... " "Об отмене постановления", которым постановление от 22 февраля 2013 года N 5отменено.
Просил суд признать незаконным постановление администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от 27 января 2015 года N " ... " "Об отмене постановления".
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Жуковича С.С. - Т.П. оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание явились Жукович С.С., представитель заявителя по доверенности - Т.П.., представитель администрацией Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности - Ч.И.
Другие лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав Жукович С.С., представителя заявителя Т.П.., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Ч.И.., против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Как следует из ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Вместе с тем, ст. 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище (пункт 1), используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем представления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2).
В силу п. 9 ст. 13 ЖК РФ в полномочия субъекта Российской Федерации входят иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской в указанной сфере.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, что Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", министерство сельского хозяйства РФ определено государственным заказчиком - координатором Программы. Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась как федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года", федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года".
Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области N " ... " от 22 февраля 2013 года "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий" Жукович С.С. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий для семьи в составе двух человек, а также признан участником Программы, на этом основании 02 июля 2013 года N " ... " ему было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья, на количество членов семьи из трех человек.
Подпункт "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе, либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Согласно копии лицевого счета от 22 февраля 2013 года, выданной администрацией Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, Жукович С.С. вместе с родителями, братом, супругой Ж.Е ... были зарегистрированы по адресу: "адрес" В указанном доме, общей площадью " ... " кв. м, всего было зарегистрировано 5 человек.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (п. 1 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (п. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области N " ... " от 30 марта 2007 года учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении при обеспеченности менее 10 кв. м. общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
Таким образом, на каждого проживающего в доме приходилось по " ... " кв. м., что является больше установленной учетной нормы жилого помещения для признания граждан нуждающимися.
Согласно пункту 14 Типового положения на органы местного самоуправления возлагалась обязанность проверять правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формировать списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направлять их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления должны возвратить их заявителю с указанием причин возврата.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки в 2014 году Министерством сельского хозяйства Волгоградской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления Жукович С.С. социальной выплаты.
Постановлением администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области N " ... " от 27 января 2015 года постановление главы Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области N " ... " от 22 февраля 2013 года в отношении Жукович С.С. было отменено.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что требования жилищного законодательства в процессе принятия решения о включении семьи Жукович С.С. в список участников целевой программы не соблюдены. Решение органа местного самоуправления о признании семьи заявителя нуждающимися в улучшении жилищных условий было принято незаконно, в связи с чем заявитель неосновательно получил социальную выплату на строительство жилого дома, а поэтому суд обоснованно отказал Жукович С.С. в удовлетворении требований о признании Постановления администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области N " ... " от 27 января 2015 года незаконным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и его оценкой исследованных доказательств.
В силу положений ст. 12 Гражданского кодекса РФ признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно части первой статьи 254 названного Кодекса гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Доводы жалобы представителя заявителя, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что постановление администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области N " ... " от 22 февраля 2013 года было принято в нарушении требований жилищного законодательства, в связи с чем постановление органом местного самоуправления было отменено.
Доводы заявителя об отсутствии недоказанности наличия у Жукович С.С. каких-либо умышленных действий с целью ухудшения жилищных условий, направленных на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий были предметом рассмотрения судом, где получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального права судом не допущено.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 15 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Жуковича Сергея Сергеевича - Т.П. без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.