Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Назаркиной И.П.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 сентября 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе М.О.Ю. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 июля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник УФМС России по Республике Мордовия Быков В.Е. обратился в суд с заявлением, в котором просил продлить срок содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Мордовия, расположенном по адресу: "адрес", лица без гражданства М.О.Ю., "дата" года рождения, с 14 июля 2015 г. до исполнения решения о депортации.
В обоснование заявления указал, что приговором Ленинского районного суда г. Саратова М.О.Ю. осуждена 10 июня 2014 года по пункту "г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 месяцам лишения свободы. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 06 октября 2014 г. принято решение о нежелательности пребывания гражданки Узбекистан М.О.Ю. в Российской Федерации сроком до 12 ноября 2022 г. 07 ноября 2014 г. УФМС России по Республике Мордовия принято решение о ее депортации. 12 ноября 2014 г. М.О.Ю. освобождена по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 ноября 2014 г. М.О.Ю. помещена в специальное учреждение на срок до 14 января 2015 г. включительно. Консульский отдел посольства Республики Узбекистан 19 февраля 2015 г. сообщил, что М.О.Ю. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан "N" от 16 января 2015 г. вышла из гражданства Республики Узбекистан. Срок содержания М.О.Ю. в специальное учреждение продлевался судом и истекает 14 июля 2015 г.
Просил удовлетворить вышеназванное ходатайство, обосновывая его тем, что незаконное пребывание М.О.Ю. на территории Российской Федерации создаст реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
В апелляционной жалобе М.О.Ю. указала, что не согласна с решением по следующим основаниям: с 1996 года она проживает на территории Российской Федерации, об этом свидетельствует получение ею среднего образования в г. Саратове; с января 2013 г. состоит на диспансерном учёте как "данные изъяты" и получала лечение в г. Саратове, в настоящее время лишена возможности получать необходимое лечение, что ставит под угрозу её жизнь и здоровье; УФМС России по Республике Мордовия не может её депортировать в страну исхода в связи с тем, что она в настоящее время является лицом без гражданства, а потому содержание в спецучреждении будет продолжаться до погашения судимости.
В судебном заседании М.О.Ю. просила удовлетворить апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель УФМС России по Республике Мордовия Живодёров В.Н., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, т.к. имеется решение о депортации М.О.Ю., в связи с чем она до депортации должна содержаться в спецучреждении.
Прокурор ФИО6 просила оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В силу статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией в соответствии со статьей понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Данные правила распространяются и на лиц без гражданства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью первой статьи 261.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент принятия решения суда, суд, рассмотрев по существу заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет или отклоняет заявление.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, приговором Ленинского районного суда г. Саратова от 10 июня 2014 г. М.О.Ю. осуждена за совершение преступления, предусмотренного пунктом "г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Министерство юстиции Российской Федерации, рассмотрев документы осужденной М.О.Ю., отбывавшей наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Мордовия, распоряжением "N" от 06 октября 2014 г. признало пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданки Республики Узбекистан М.О.Ю. нежелательным сроком до 12 ноября 2022 г.
07 ноября 2014 г. УФМС России по Республике Мордовия принято решение о депортации гражданки Республики Узбекистан М.О.Ю., "дата" года рождения, за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пунктом 5.2 Наставления по организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденного приказом МВД Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 12 октября 2009 г. N758/240.
Решение о депортации М.О.Ю. объявлено 07 ноября 2014 г.
12 ноября 2014 г. М.О.Ю. освобождена из ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Мордовия по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 ноября 2014 г. М.О.Ю. помещена в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике на срок до 14 января 2015 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 30 декабря 2014 г. срок пребывания М.О.Ю. в специальном учреждении продлен до 14 февраля 2015 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 февраля 2015 г. срок пребывания М.О.Ю. в специальном учреждении продлен до 14 апреля 2015 г.
Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации сообщил УФМС России по Республике Мордовия о том, что М.О.Ю. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан "N" от 16 января 2015 г. вышла из гражданства Республики Узбекистан и в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона "О гражданстве Республики Узбекистан" гражданкой Республики Узбекистан не является.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 апреля 2015 г. срок пребывания М.О.Ю. в специальном учреждении продлен до 14 июня 2015 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июня 2015 г. срок пребывания М.О.Ю. в специальном учреждении продлен до 14 июля 2015 г.
Из сообщения Нижегородского представительства министерства иностранных дел Российской Федерации от 02 сентября 2015 г. "N" на основании ответа из Консульского Департамента МИД России сообщает, что МИДу РФ не известны государства, которые изъявили бы желание принять на своей территории лицо, подлежащее депортации из Российской Федерации и не имеющего документов, удостоверяющих личность.
Срок действия имевшегося у М.О.Ю. документа, удостоверяющего личность, истек "дата"
Свидетель ФИО7 суду пояснил, что состоит с М.О.Ю. в фактических брачных отношениях. До осуждения М.О.Ю. проживала в "адрес" вместе с ним. В случае освобождения М.О.Ю. она будет проживать с ним в "адрес" по прежнему месту жительства. М.О.Ю. действительно состоит на диспансерном учёте как "данные изъяты".
Данное обстоятельство подтверждается оперативным донесением о лице, "данные изъяты", от 23 октября 2014 г. подписанного главным врачом ГБУЗ Республики Мордовия "МРЦБСПИД"
Представитель УФМС России по Республике Мордовия Живодёров В.Н. суду пояснил, что М.О.Ю. не может получать в спецучреждении лечение как "данные изъяты", ввиду отсутствия медицинских препаратов и специалистов по указанному заболеванию.
Представитель УФМС России по Республике Мордовия суду пояснил, что после получения ответа из МИД России о том, что не известны страны, которые приняли лиц, у которых отсутствуют документы удостоверяющие личность, назвать срок, в течение которого будет осуществлена депортация М.О.Ю. он затрудняется, т.к. она утратила гражданство Республики Узбекистан, и в стране исхода её не принимают.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 сентября 2014 г. N 1830-О разъяснил, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
Судебная коллегия учитывает пояснения представителя УФМС России по Республике Мордовия и материалы дела, из которых следует, что определить срок депортации М.О.Ю. не представляется возможным, ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих депортации лица без гражданства в настоящее время. Данное обстоятельство означает, что срок содержания М.О.Ю. не представляется возможным определить, т.к. имеется неопределенность в вопросе о её депортации.
Учитывая, что срок содержания М.О.Ю. в специальном учреждении продлевался, сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации, а также данных, указывающих на то, что лицо без гражданства может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации не имеется, М.О.Ю. имеет постоянное место жительства у гражданина Российской Федерации, который заявил о фактических брачных отношениях с лицом без гражданства, оснований полагать о необходимости продления срока содержания М.О.Ю. в специальном учреждении не имеется.
С учётом изложенного доводы апелляционной жалобы М.О.Ю. заслуживают внимание.
Решение суд не может быть признано законным, т.к. сделанные им выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части второй статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления начальника УФМС России по Республике Мордовия о продлении срока содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Мордовия лица без гражданства М.О.Ю.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 июля 2015 г. отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления начальника УФМС России по Республике Мордовия о продлении срока содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Мордовия лица без гражданства М.О.Ю., "дата" года рождения, с 14 июля 2015 г. до исполнения решения о депортации, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.