Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Назаркиной И.П.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 сентября 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Г.В.Н. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 06 августа 2015 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Врио начальника УФМС России по Республике Мордовия Кежватов А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил продлить срок пребывания в специальном учреждении временного пребывания иностранных граждан УФМС России по Республике Мордовия, расположенном по адресу: Республика Мордовия г. Рузаевка, ул. Чичаева, д. 3, гражданина Республики Грузия, Г.В.Н., "дата" года рождения, с 09 августа 2015 г. до исполнения решения о депортации.
В обоснование заявления указал, что приговором Никулинского районного суда г. Москвы Г.В.Н. осужден 13 мая 2013 г. по части 3 статьи 30, пунктам "в", "г" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 08 месяцам лишения свободы. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2014 г. принято решение о нежелательности пребывания гражданина Республики Грузия Г.В.Н. в Российской Федерации сроком до 10 октября 2017 г. 04 сентября 2014 г. УФМС России по Республике Мордовия принято решение о его депортации. 10 октября 2014 г. Г.В.Н. освобожден по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 октября 2014 г. Г.В.Н. помещен в специальное учреждение на срок до 09 декабря 2014 г. включительно. С целью депортации Г.В.Н. направлялись обращения в Республику Абхазия и посольство Швейцарии в Российской Федерации секция интересов Грузии, на которые поступили сообщения о том, что Г.В.Н. не является гражданином ни Республики Абхазия, ни Республики Грузия. Также направлялся запрос начальнику Управления внешних связей Федеральной миграционной службы Российской Федерации с просьбой о содействии в оформлении документов, необходимых для выезда Г.В.Н. из Российской Федерации, на который не поступил до настоящего времени ответ. Срок пребывания Г.В.Н. в специальном учреждении продлевался судом и истекает 09 августа 2015 г.
Просил удовлетворить вышеназванное ходатайство, обосновывая его тем, что срок пребывания в специальном учреждении недостаточен для выполнения решения о депортации.
В апелляционной жалобе Г.В.Н. указал, что не согласен с решением по следующим основаниям: он содержится в спецучреждении 10 месяцев, нарушаются его права, т.к. депортировать его не могут ввиду непризнания его гражданства как Республикой Абхазия, так и Республикой Грузия, из-за изоляции в спецучреждении он не может работать, лишен средств к существованию, предметов первой необходимости; продление срока пребывания в спецучреждении лишает его возможности лично обратиться в посольство Республики Грузии с целью по собственной инициативе покинуть территорию Российской Федерации.
В судебном заседании Г.В.Н. просил удовлетворить апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям. Пояснил, что в Краснодарском крае Российской Федерации у него проживают родственники по линии матери. Грузинский консул по телефону ему сообщил, что только в случае личного обращения в посольство и получения подтверждения от родственников, проживающих в Республике Грузия, факта проживания в Грузии, ему может быть выдано свидетельство о возвращении в Республику Грузия. Пребывание в спецучреждении лишает его возможности обратиться к консулу с целью оформления документов на въезд в Грузию.
Представитель УФМС России по Республике Мордовия Живодёров В.Н., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, т.к. имеется решение о депортации Г.В.Н., в связи с чем он до депортации должен содержаться в спецучреждении.
Прокурор Умнова Е.В. просила оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В силу статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией в соответствии со статьей понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Данные правила распространяются и на лиц без гражданства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью первой статьи 261.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент принятия решения суда, суд, рассмотрев по существу заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет или отклоняет заявление.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, приговором Никулинского районного суда г. Москвы Г.В.Н. осужден 13 мая 2013 г. по части 3 статьи 30, пунктам "в", "г" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 08 месяцам лишения свободы. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2014 г. принято решение о нежелательности пребывания гражданина Республики Абхазии Г.В.Н. в Российской Федерации сроком до 10 октября 2017 г.
04 сентября 2014 г. УФМС России по Республике Мордовия принято решение о его депортации.
10 октября 2014 г. Г.В.Н. освобожден из ФКУ ИК-18 УФСИН России по Республике Мордовия по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда, и ему объявлено решение о его депортации за пределы Российской Федерации.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 октября 2014 г. Г.В.Н. помещен в специальное учреждение на срок до 09 декабря 2014 г. включительно.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 09 декабря 2014 г. срок пребывания Г.В.Н. в специальном учреждении продлен до 09 февраля 2015 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 09 февраля 2015 г. срок пребывания Г.В.Н. в специальном учреждении продлен до 09 апреля 2015 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 06 апреля 2015 г. срок пребывания Г.В.Н. в специальном учреждении продлен до 09 июля 2015 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 07 июля 2015 г. срок пребывания Г.В.Н. в специальном учреждении продлен до 09 августа 2015 г.
13 ноября 2014 г. посольство Республики Абхазия в Российской Федерации сообщило, что по сведениям УПВС и РАБ МВД Республики Абхазии Г.В.Н., "дата" года рождения, в гражданстве Республики Абхазия не состоит, общегражданским национальным паспортом Республики Абхазия не документировался, а также прописанным либо выписанным на территории Республики Абхазия не значится. В выдаче свидетельства на въезд в Республику Абхазия отказано.
Посольство Швейцарии в Российской Федерации, секция интересов Грузии, 26 марта 2015 г. сообщило, что Г.В.Н., "дата" года рождения, гражданином Грузии не является, в связи с чем отказано в оформлении свидетельства на возвращение в Грузию.
Из сообщения Нижегородского представительства министерства иностранных дел Российской Федерации от 02 сентября 2015 г. N 392 на основании ответа из Консульского Департамента МИД России сообщает, что МИДу РФ не известны государства, которые изъявили бы желание принять на своей территории лицо, подлежащее депортации из Российской Федерации и не имеющего документов, удостоверяющих личность.
Представитель УФМС России по Республике Мордовия Живодёров В.Н. суду пояснил, что Г.В.Н. не был депортирован до настоящего времени в страну исхода, в связи с тем, что Республика Абхазия и Республика Грузия не признали Г.В.Н. своим гражданином, документы личности, подтверждающие гражданство, у него отсутствуют. После получения ответа из МИД России о том, что не известны страны, которые приняли лиц, у которых отсутствуют документы удостоверяющие личность, назвать срок, в течение которого будет осуществлена депортация Г.В.Н., он затрудняется, в силу вышеназванных причин.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 сентября 2014 г. N 1830-О разъяснил, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком пребывания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его пребывания в специализированном учреждении.
Судебная коллегия учитывает пояснения представителя УФМС России по Республике Мордовия и материалы дела, из которых следует, что определить срок депортации Г.В.Н. не представляется возможным, ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих депортации указанного лица.
Учитывая, что срок пребывания Г.В.Н. в специальном учреждении продлевался, сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации, а также данных, указывающих на то, что лицо без гражданства может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации не имеется, оснований полагать о необходимости продления срока пребывания Г.В.Н. в специальном учреждении не имеется.
Судебная коллегия относится критически к доводу Управления ФМС России по Республике Мордовия о том, что в настоящее время имеется обращение в Управление внешних связей ФМС России об оказании содействия в оформлении документов, необходимых для депортации Г.В.Н. за пределы территории Российской Федерации, т.к. к 26 марта 2015 г. из сообщений из посольств Республики Абхазия и Республики Грузия УФМС России по Республике Мордовия было известно об отказе в оформлении свидетельства на возвращение указанного лица в страну исхода, в связи с чем срок ожидания содействия со стороны Управления внешних связей, а, следовательно, и срок пребывания, не могут быть признаны разумными и обоснованными. В связи с изложенным ожидание содействия в депортации Г.В.Н. не может быть признано законным основанием для продления срока пребывания указанного лица в спецучреждении.
Выводы суда первой инстанции об обратном, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Наличие распоряжения о нежелательности пребывания Г.В.Н. на территории Российской Федерации и решения о его депортации не могут служить при вышеназванных обстоятельствах достаточными основаниями для продления срока пребывания в спецучреждении, т.к. на момент продления срока прошло 10 месяцев и не представляется возможным определить, когда Г.В.Н. будет фактически депортирован за пределы территории Российской Федерации. Пребывание Г.В.Н. в условиях спецучреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
С учётом изложенного доводы апелляционной жалобы Г.В.Н. заслуживают внимание.
Решение суда не может быть признано законным, т.к. сделанные им выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части второй статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления временно исполняющего обязанности начальника УФМС России по Республике Мордовия о продлении срока пребывания в специальном учреждении временного пребывания иностранных граждан УФМС России по Республике Мордовия лица без гражданства Г.В.Н.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 06 августа 2015 г. отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления временно исполняющего обязанности начальника УФМС России по Республике Мордовия о продлении срока пребывания в специальном учреждении временного пребывания иностранных граждан УФМС России по Республике Мордовия лица без гражданства Г.В.Н., "дата" года рождения, с 09 августа 2015 г. до исполнения решения о депортации, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.