Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кисилевской Т.В.
судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Бреевой С.С.
при секретаре судебного заседания Васильевой В.Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Ш. на решение Ноябрьского городского суда от 9 июня 2015 года, которым постановлено:
Признать за К.1 и К.2 право на получение социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" на состав семьи 2 человек на 2015 год без передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.1 и К.2 обратилась с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу (НГДИ) о признании права на получение жилищной субсидии в рамках реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" на состав семьи 2 человек на 2015 год без передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления. В обоснование требований иска указали, что им отказано в оформлении сертификата ввиду отсутствия обязательства о передаче органу местного самоуправления занимаемого жилого помещения. Полагали, что оснований для отказа не имелось, поскольку занимаемое жилое помещение принадлежит на праве собственности их дочери ФИО2 и внучке ФИО3, которые участниками подпрограммы не являются и намерения переселяться из районов Крайнего Севера не имеют.
Ответчиком Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО представлены возражения на иск (л.д.38-40). Указано, что передача жилья в муниципальную собственность является обязательным условием предоставления жилищного сертификата.
В судебном заседании суда первой инстанции истцы и их представитель Д. поддержали требования и доводы иска.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласны ответчики.
В апелляционной жалобе ответчик НГДИ просит об отмене решения суда и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении требований иска. Указано, что НГДИ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не обладает распорядительными функциями. Кроме того, оснований для удовлетворения требований иска не имелось.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО просит об отмене решения суда и постановлении нового об отказе в удовлетворении требований иска. Указано, что передача жилого помещения органу местного самоуправления является обязательным условием для получения жилищной субсидии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судом первой инстанции установлено, что К.1 и К.2 являются участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 год, составом семьи 2 человека, и претендуют на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами ЯНАО.
Истцы проживают и зарегистрированы по адресу: "адрес".
Собственником указанного жилого помещения являются их дочь ФИО2 и внучка ФИО3 на основании договора о передаче квартиры (комнаты) в собственность гражданина (приватизации) от 29 мая 2008 года.
Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 29.04.2015 N 124-од/ж истцам отказано в оформлении государственного жилищного сертификата в соответствии с п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, а также выявлением недостоверных сведений, содержащихся в заявлении.
Как следует из возражений на иск Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, основанием для отказа в предоставлении жилищного сертификата явилось непредставлением истцами обязательства о передаче органам местного самоуправления жилого помещения, занимаемого им и членами его семьи.
По смыслу положений ст.6 ФЗ от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" лица, претендующие на получение жилищных субсидий, подразделяются на лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, т.е. имеющих намерение выехать, и выехавших из данных районов.
Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие жилого помещения, подлежащего передаче, не может повлечь отказ в предоставлении субсидии.
Данный вывод является верным в силу следующего.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее- ФЗ N125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Исходя из положений пунктов 44, 44(1), 16.1, 16.3 Правил государственный жилищный сертификат не выдается в случае непредставления или неполного представления документов, в том числе обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах либо имеющим в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений.
В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину также не производится.
По смыслу ст. 6 Федерального закона N125-ФЗ и вышеназванных норм условия выдачи государственного жилищного сертификата относительно обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность распространяются на граждан, проживающих в жилом помещении по договору социального найма жилого помещения, по договору специализированного жилого помещения либо в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.
Судом установлено, что истцы, состоявшие в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 2005 года и признанные на основании решения органа местного самоуправления от 25.04.2014 участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", не имеет на праве собственности жилого помещения, занимают жилое помещение, принадлежащее на праве собственности иным лицам, не являющимся участниками подпрограммы.
Таким образом, истцы на момент признания участниками подпрограммы и подачи заявления о выдаче государственного жилищного сертификата не должны были предоставлять такое обязательство, в связи с чем законных оснований для отказа в его выдачи не имелось.
В силу ст. 5 Федерального закона N125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Из материалов дела следует, что истцы проживают совместно со своей дочерью ФИО2, внучкой ФИО3 Однако доказательств ведения ими совместного хозяйства дела не имеется. В заявлении о предоставлении государственного жилищного сертификата указанные лица в качестве членов семьи истцов не указаны.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не усматривается.
Остальные доводы апелляционных жалоб сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и основаны на несогласии с постановленным решением.
Судом верно определены юридически значимые обстоятельства. Представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При наличии таких обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 9 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.