Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе: председательствующего Кудря Т.Л.
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Дьякова А.Н.
при секретаре: Фогель И.В.
рассмотрела в судебном заседании от 09 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Архутич М.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено: "В удовлетворении исковых требований Архутич М. А. к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г.Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации г.Омска о возложении обязанности по созданию и предоставлению места в бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Омска и компенсации морального вреда отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда
УСТАНОВИЛА:
Архутич М.А. обратилась с иском к Администрации г. Омска, департаменту образования Администрации г.Омска, департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что ее ребенок N " ... ", " ... " года рождения состоит в очереди для получения места в детском саду и зарегистрирована в книге учета будущих воспитанников с 05.07.2012.
До настоящего времени место в детском саду ее ребенку не предоставлено.
Считает, что указанными действиями ответчика нарушено право несовершеннолетнего ребенка на общедоступность бесплатного дошкольного образования. Указывает на имеющуюся, по ее мнению, дискриминацию ее ребенка в сфере образования, что противоречит положениям Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования.
Просила обязать Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г.Омска предоставить место для её несовершеннолетнего ребенка в БДОУ г. Омска до 01.01.2016, компенсировать моральный вред в сумме " ... " рублей.
Истец заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнила, что в этом году планировала отдать ребенка в детский сад, так как нужно выходить на работу, но ответчиком место в детском саду ее ребенку не предоставлено, действия ответчиков считает незаконными.
Представитель истца по устному ходатайству Басов И.Г. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Считает, что Администрация г. Омска в период с 2012 по 2015 год сократила количество ясельных групп, чем создала препятствия для получения дошкольного образования. Бездействие ответчиков по не созданию мест в дошкольных учреждения нарушает прав детей.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков Администрации г. Омска, департамента образования Администрации г. Омска, департамента финансов и контроля Администрации г. Омска.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Архутич М.А. с решением суда не согласна, просит его отменить, полагая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на письмо министерства образования Администрации г. Омска отмечает, что место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Обращает внимание, что суд не учел тяжелое материальное положение семьи истца. Отказ в компенсации морального вреда считает необоснованным.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 128).
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55.
Согласно ч. 2 ст.67 Федерального закона N 273-ФЗ правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом в силу ч. 4 ст. 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и ст. 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации) настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Данное положение было предусмотрено в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 (действовавшего до 16.04.2012) и соответственно в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N 2562, действовавшего до 03.11.2013.
Ныне действующий порядок комплектования бюджетных образовательных учреждений г.Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования, был утвержден соответствующим Приказом департамента образования Администрации г. Омска от 21.11.2014 N ДО/155.
Согласно пунктам 16,17 положения, утвержденного приказом департамента образования Администрации г. Омска от 21.11.2014 N ДО/155, комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета. Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Изменение номера очереди возможно в следующих случаях:1) родители (законные представители) ребенка изменили номер учреждения, в которое зарегистрирован ребенок; 2) родители (законные представители) ребенка представили в Комиссию подлинники документов, подтверждающих наличие внеочередного или первоочередного права предоставления ребенку места в учреждении. Комиссией может быть отказано в выдаче путевки в дошкольное учреждение только в случае отсутствия свободных мест.
При регистрации детей в Книге учета родитель (законный представитель) вправе выбрать для зачисления ребенка одно приоритетное учреждение. В случае отсутствия места в заявленном учреждении ребенку может быть предоставлено место в других дошкольных учреждениях данного микроучастка в соответствии с датой регистрации в Книге учета (п.4).
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.02.2009 N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как следует из материалов дела, Архутич М.А. является матерью N " ... ", " ... " года рождения.
N " ... " была зарегистрирована в Книге учета будущих воспитанников для получения места в ДОУ г. Омска "Центр развития ребенка- детский сад N250", сведений о наличии льгот не представлено.
До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении N " ... " не предоставлено.
Из сообщения департамента образования Администрации г. Омска от " ... " следует, до N " ... " в дошкольное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 250" не определено 10 детей, 2012 года рождения. В дошкольные учреждения до Пекшевой Виктории не определены: в "Детский сад N 51" 34 ребенка, 2012 года рождения, в "Центр развития ребенка - детский сад N 96" - 56 детей, 2012 года рождения, из них 3 детей граждан льготной категории, в "Центр развития ребенка - детский сад N 378" - 80 детей, 2012 года рождения, в "Детский сад N 179" - 26 детей, 2013 года рождения, из них - 4 ребенка граждан льготной категории (л.д. 6-7).
Согласно представленной департаментом образования информации по состоянию на июнь 2015 года путевка родителям (законным представителям) Пекшевой Виктории будет выдана в дошкольную группу в ДБОУ г. Омска расположенного по адресу: г " ... " или по адресу: г. " ... " с момента открытия (срок сдачи объектов декабрь 2015).
По состоянию на " ... " ранее Пекшевой Виктории в ДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 250" зарегистрированы и ожидают предоставления места 6 детей,2012 года рождения. Пекшевой Виктории будет предоставлено место в БДОУ г. Омска, расположенном по адресу: " ... " " ... ". Вопрос о комплектовании детей в указанное дошкольное учреждение будет рассматриваться после сдачи объекта в эксплуатацию и определения его как юридического лица. По завершении данной процедуры родители будут приглашены в Комиссию департамента образования Администрации г.Омска по комплектованию бюджетных образовательных учреждений г. Омска.
В материалы дела департаментом образования Администрации г. Омска представлены данные о комплектовании групп в ДОУ по Центральному АО, Кировскому АО г. Омска, Ленинскому АО г. Омска, Советскому АО г. Омска, Октябрьскому АО г. Омска, которые также свидетельствуют о наличии очередности, превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствии свободных мест в ДОУ.
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание тот факт, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, со стороны Администрации г.Омска, Департамента образования Администрации г. Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждений с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учётом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 и вступившие в силу с 30.07.2013.
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчёта площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребёнка.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (пункт 1.4 СанПиН).
Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены (пункт 1.5).
Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчёта площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребёнка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории " ... " недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Приём в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечёт нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
В опровержение доводам апелляционной жалобы, реализация истцом конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что не предоставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца. При том, что в обязанность ответчика входит предоставление ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности.
Необходимо отметить, что ответчиками представлена информация о комплектовании детьми/воспитанниками бюджетных учреждений, реализующих программы дошкольного образования по муниципальному образованию городской округ г. Омск О. области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, предусматривающая комплектование групп оздоровительной, комбинированной направленности и увеличение плановой численности детей по сравнению с фактическими показателями на 01 апреля текущего года.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа развития "Развитие муниципальной системы образования " ... "" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением Администрации " ... " от " ... " N 223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе МДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
Кроме того, решение проблемы нехватки мест на территории г.Омска осуществляется в рамках региональной поэтапной программы ("Дорожная карта"), направленной на ликвидацию очередности в учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2013 - 2015 годы, утвержденной Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области В.И. Назаровым.
Дорожная карта в том числе включает в себя реализацию мероприятий ведомственной целевой программы развития "Развитие муниципальной системы образования города Омска", создание дополнительных мест дошкольного образования, строительство новых зданий дошкольных организаций, пристрой здании к действующим зданиям образовательных учреждений, организацию ремонтных работ в дошкольных образовательных учреждениях, организацию создания групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях, предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере дошкольного образования, в том числе по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от " ... " N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Необходимость содействия со стороны органов государственной власти РФ в реализации органами местного самоуправления полномочий по обеспечению права на дошкольное образование свидетельствует об обоснованности доводов ответчика о невозможности по объективным причинам обеспечить ребенка истца местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в ДОУ требует значительных денежных вложений, отсутствие в местном и региональном бюджете необходимых сумм, предпринятые ответчиком меры по разрешению проблемы, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска.
Учитывая вышеизложенное, ссылка истца на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 N 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Указание в жалобе на то, что в БДОУ имеются групповые помещения, которые необоснованно сдаются в аренду, не может быть принято во внимание также ввиду отсутствия надлежащих доказательств. Более того, обращаясь в суд с иском в защиту нарушенного права ребенка в настоящее время, просит обязать ответчиков создать место для ребенка в БДОУ до 01.01.2016, однако, с учетом приведенных выше обстоятельств выполнения ответчиками программы обеспечения детей дошкольным образованием, не исключается возможность обеспечения ребенка местом в БДОУ ранее указанной даты, поскольку безусловных сведений о том, что до указанной даты ребенок истицы не будет направлен в БДОУ по месту жительства не имеется, поэтому отказывая истице в удовлетворении иска, суд правильно исходил из отсутствия такой возможности на день рассмотрения дела судом.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении истцу для ее ребенка в детском саду не установлен, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований, предусмотренных ст.151, 1101 ГК РФ, для компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Ссылки жалобы на то, что ранее по гражданским делам с такими же основаниями и обстоятельствами выносились положительные решения и удовлетворялись исковые требования, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Доводы относительно того, что судом не учтено тяжелое материальное положение истца, на правомерность позиции суда повлиять не могут, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду быть не может.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для его отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.