Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Староминского сельского поселения Староминского района " Ф.И.О. "3 на решение судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2015 г.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Староминского района по пожарному надзору " Ф.И.О. "1 (далее - административный орган) от " ... " " ... " администрация Староминского сельского поселения Староминского района (далее - администрация) признана виновной в административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей за нарушение пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным постановлением, глава Староминского сельского поселения Староминского района " Ф.И.О. "3 обратился в Староминской районный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Решением судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2015 г. постановление административного органа от " ... " оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, глава Староминского сельского поселения Староминского района просит изменить решение Староминского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2015 г. и принять новое судебное решение, ссылаясь на то, что решение суда незаконно и необоснованно, а также на то, что часть нарушений администрацией уже устранены, что сумма штрафа в размере " ... " рублей является несоразмерной для бюджета Староминского сельского поселения Староминского района.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений, выслушав представителя администрации по доверенности " Ф.И.О. "4, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность наступает при нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами, правилами.
Как следует из материалов дела, " ... " в 16 час. 00 мин при проведении плановой выездной проверки соблюдения законодательства пожарной безопасности, исполнения первичных мер пожарной безопасности администрацией по адресу: ст. " ... " ул. Красная, 25 по распоряжению главного государственного инспектора Староминского района по пожарному надзору " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " выявлено, что юридическим лицом - администрацией при осуществлении своей повседневной деятельности допущено нарушение первичных мер пожарной безопасности на территории Староминского сельского поселения, требуемых законодательством по пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки " ... " от " ... ", а именно:
- не обучены пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства Глава администрации Миськов Ю.В. (или лицо, исполняющее обязанности главы);
- отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности для здания администрации Староминского сельского поселения разработанная с учетом раздела XVIII правил;
- руководителем не обеспечено ведение журнала произвольной формы по учету наличия, периодичности осмотра иных первичных средств пожаротушения;
- территория хутора " ... " а также отрезки улиц " ... " между " ... " и " ... ", пер. " ... ", ул. " ... " между " ... " и " ... ", ул. " ... " между ул. " ... " и ул. " ... ", ул. " ... " ул. " ... ", ул. " ... " ул. " ... " ул. " ... ", ул. " ... " между ул. " ... " и ул. " ... " ул. " ... " между ул. " ... " и ул. " ... ", ул. " ... ", ул. " ... " ул. " ... ", ул. " ... ", ул. " ... ", ул. " ... " ул. " ... ", ул. " ... ", ул. " ... ", ул. " ... ", ул. " ... " между ул. " ... " и ул. " ... ", ул. " ... " между " ... " и пер. " ... " станицы Староминской Староминского сельского поселения не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения с нормативным расходом воды на наружное пожаротушение (отсутствуют пожарные гидранты);
- места общего пользования (территория " ... ") не обеспечены первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем;
- в Староминском сельском поселении не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
- в Староминском сельском поселении не предусмотрена система мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, отсутствуют соответствующие документы;
- отсутствуют в помещениях 1-го и 2-го этажа здания администрации Староминского сельского поселения таблички с указанием номера телефона для вызова пожарной охраны;
- отсутствуют специальные программы проведения обучения работников мерам пожарной безопасности в форме противопожарного инструктажа (первичный, на рабочем месте);
- не должным образом организована работа по проведению противопожарной пропаганды и обучения населения мерам в области пожарной безопасности населения Староминского сельского поселения. Отсутствует подтверждающие материалы по проведению пропаганды (выступления в СМИ, стенды, беседы, сходы);
- не определен порядок принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Отсутствует соответствующий документ;
- населенные пункты ст. " ... " не обеспечены звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре;
- не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Отсутствует соответствующий документ;
- не разработан документ, устанавливающий требования по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в ст. Староминской в т.ч. по очистке от снега, мероприятиям по утеплению в зимнее время года, установке указателей места нахождения;
- распорядительным документом не определено оповещение населения при пожаре на территории Староминского сельского поселения.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной безопасности" органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
В соответствии с п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с п. 460 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
Пункт 461 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" в инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;
е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);
л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте.
Пунктом 462 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" предусмотрено, что в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;
б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;
з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Согласно п. 478 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Поскольку актом проверки " ... " от " ... ", протоколом об административном правонарушении, постановлением административного органа от " ... " " ... " подтверждается факт нарушения администрацией вышеприведенных норм закона, регламентирующих вопросы пожарной безопасности, суд первой инстанции законно и обоснованно назначил администрации административное минимальное наказание, предусмотренное санкцией за административное правонарушение. Назначенное наказание соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях и административного наказания. В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено с учётом характера совершённого администрацией административного правонарушения и его финансового положения, иных заслуживающих внимание обстоятельств.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами, которым судом была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Однако оснований для признания данного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения, и несоразмерности суммы штрафа для бюджета Староминского сельского поселения Староминского района не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Таким образом, вышестоящий суд полагает решение судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2015 г. законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
решение судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2015 г. оставить без изменения, а жалобу главы Староминского сельского поселения Староминского района " Ф.И.О. "3 - без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.