Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Перовой М.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Горб Е.В.,
с участием прокурора Баранова Д.Н.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы МО " ... " " Ф.И.О. "5 на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора " ... ", действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО " ... ", МБОУ СОШ N 1, МБОУ СОШ N 2, МБОУ СОШ N 3, МБОУ СОШ N 4, МБОУ СОШ N 5, МБОУ СОШ N 6, МБОУ СОШ N 7, МБОУ СОШ N 8, МБОУ СОШ N 9, МБОУ СОШ N 10, МБОУ СОШ N 11, МБОУ СОШ N 12, МБОУ СОШ N 13, МБОУ СОШ N 14, МБОУ СОШ N 15, МБОУ ООШ N 16, МБОУ ООШ N 17, МАОУ СОШ N 18, МБОУ ООШ N 34, МБОУ СОШ N 22, МБОУ ДОД станция юнных техников, МБОУ ДОД ДЮСШ, МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МБОУ ДОД ДДТ "Родничок", МАДОУ " ... " "Сказка", МБДОУ " ... " "Ромашка", МБДОУ " ... " "Ивушка", МБДОУ " ... " "Веселый ручеек", МБДОУ " ... " "Буратино", МБДОУ " ... " "Гнездышко", МБДОУ " ... " "Радуга", МБДОУ " ... " "Золотая рыбка", МБДОУ " ... " "Ладушки", МБДОУ " ... " "Октябренок", МДОУ " ... " "Чебурашка", МБДОУ " ... " "Солнышко", МБДОУ " ... " "Колосок", МБДОУ " ... " "Теремок", МБДОУ Зернышко", МБДОУ "Капелька", МБДОУ "Солнышко" о возложении обязанности по выделению денежных средств на организацию специализированной охраны в образовательных учреждениях района и заключению договоров с организациями, осуществляющими специализированную охрану.
Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2015 года признано незаконным бездействие администрации МО " ... " и МБОУ СОШ 5, 7, 9, 10, 14, 16, 17, 34, МБДОУ 3, 5, 6, 7, 10, 13, 21, 25, "Зернышко", "Капелька", "Солнышко", МАОУ ДОД "Родничок", МБОУ ДОД СЮТ, выразившееся в непринятии мер по организации специализированной охраны в образовательных учреждениях района. Суд обязал МБОУ СОШ 5, 7, 9, 10, 14, 16, 17, 34, МБДОУ 3, 5, 6, 7, 10, 13, 21, 25, "Зернышко", "Капелька", "Солнышко", МАОУ ДОД "Родничок", МБОУ ДОД СЮТ заключить договоры на оказание охранных услуг с охранной организацией имеющей соответствующую лицензию. На администрацию МО " ... " возложена обязанность по финансированию мероприятий по организации специализированной охраны следующих образовательных учреждений района: МБОУ СОШ (ООШ) N1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 34, 22, МАОУ СОШ N18, МБОУ ДОД ДХШ, МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД СЮТ, МАОУ ДОД "Родничок", МБДОУ N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 18, 21, 25, "Зернышко", "Капелька", "Солнышко".
С указанным решением суда не согласился глава МО " ... " " Ф.И.О. "5 и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование своей жалобы " Ф.И.О. "5 указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора " ... " " Ф.И.О. "6 считает, что обжалуемое решение суда является законным, обоснованным, вынесенным на основании всесторонне, полно и объективно исследованных материалах дела, а доводы жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав представителя администрации МО " ... " по доверенности " Ф.И.О. "7, а также представителя образовательных учреждений по доверенности " Ф.И.О. "8. поддержавших доводы жалобы, прокурора " Ф.И.О. "4, полагавшего обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой " ... " проверки, установлено, что по итогам обследования, проведенного в предверии учебного года, из 38 образовательных учреждений района только 23 обеспечены специализированной охраной.
Кроме того установлено, что финансирование мероприятий по охране образовательных учреждений, осуществляется за счет сбора средств с родителей обучающихся. Денежные средства из муниципального образования на реализацию мероприятий по охране учреждений не выделяются.
При этом специализированной охраной не обеспечены следующие образовательные учреждения района: МБОУ СОШ N 6, МБОУ ООШ N 7. МБОУ ООШ N 8, МБОУ СОШ N 9, МБОУ ООШ N 10, МБОУ СОШ N 13, МБОУ ООШ N 34, МБОУ ООШ N 17, МБОУ ДОД станция юных техников, МДОУ " ... " "Чебурашка", МДОУ " ... " "Веселый ручеек", МДОУ " ... " "Колосок", МДОУ " ... " "Ивушка", МДОУ " ... " "Гнездышко", МДОУ " ... " "Буратино".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" приоритет предупредительных мер является одним из основных принципов противодействия терроризму.
Противодействие терроризму, согласно подпункту "а" п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, подпунктом "д" п. 11 в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012г. N 73-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" к образовательным организациям, и в том числе относятся дошкольные образовательные организации.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. N 73-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положением п. 6.48 СП 118.13330.2012 Свода Правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России ос 29.12.2011г. N 635/10 предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся, следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В силу ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги, предусмотренные данной статьей.
В соответствии со ст. 4 и ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Недостатки антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в свою очередь, создают условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц и не способствует достижению целей и задач выше обозначенного законодательства.
Также в соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии с п. 9 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья.
Частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Частью 2 статьи 3 Закона N 2487-1 определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, отнесены: охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 2487-1 оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
При этом ч. 3 ст. 3 Закона N 2487-1 предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" основными принципами противодействия терроризму являются: приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергшихся террористической опасности.
В соответствии с Уставами муниципальных образовательных учреждений района, директора школ несут полную ответственность за жизнь, здоровье и благополучие вверенных им детей во время воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, учредителем образовательных учреждений района является администрация МО " ... ".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку невыполнение вышеуказанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью. Указанные нарушения законодательства безопасности могут привести к чрезвычайным ситуациям и ставят под угрозу безопасное пребывание людей.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушения норм процессуального права, судебной коллегией не установлено.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде вышестоящей инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда и отказа в удовлетворении требований прокурора.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы МО " ... " " Ф.И.О. "5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.