Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Малаевой В.Г., Диянова С.П.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
при секретаре " Ф.И.О. "4
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора " ... " старшего советника юстиции " Ф.И.О. "5 в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства в сфере охраны здоровья граждан
по апелляционной жалобе представителя Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6 на решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 08 июля 2015 г. с возражением на апелляционную жалобу прокурора " ... " старшего советника юстиции " Ф.И.О. "7.
Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Малаевой В.Г., объяснения представителя Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора " Ф.И.О. "3, возражавшего относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор " ... " обратился в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " об обязании устранить нарушения требований федерального законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
Решением Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 08 июля 2015 г. исковое заявление прокурора " ... " удовлетворено. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " обязано в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а именно: обеспечить круглосуточное укомплектование фельдшерских выездных бригад скорой помощи одним фельдшером скорой медицинской помощи и одним фельдшером-водителем скорой медицинской помощи, либо фельдшерами скорой медицинской помощи и одним санитаром-водителем, либо двумя фельдшерами скорой медицинской помощи и одним водителем, либо двумя фельдшерами-водителями скорой медицинской помощи (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса "А" или "В").
В апелляционной жалобе представитель Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6 просит решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 08 июля 2015 г. отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора " Ф.И.О. "3, представителя Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6 судебная коллегия, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой " ... " во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края " ... " от " ... " проводилась проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан при предоставлении на территории муниципального образования " ... " медицинской помощи в муниципальном учреждении здравоохранения, в том числе требований к обеспечению надлежащего технического состояния зданий и оборудования, закупок и хранения лекарственных средств, кадровому обеспечению деятельности учреждения, доступности оказания медицинских услуг для граждан, реализации мероприятий, предусмотренных Приоритетным Национальным Проектом "Здоровье", в деятельности муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... ", расположенного по адресу: " ... " по результатам которой было установлено следующее.
В соответствии с лицензией на осуществлении скорой медицинской помощи N " ... " на территории муниципального образования " ... " оказывают услуги скорой помощи 6 автомобилей медицинской помощи, 2 из которых - автомобили класса "А", 1 автомобиль - класса "В" со сроком эксплуатации свыше 6 лет, что в настоящее время составляет 100% износ, автомобили класса "С" отсутствуют.
В ходе проверки комплектности бригад скорой медицинской помощи врачами, медицинскими работниками и водителям на соответствие предъявляемым требованиям установлено, что на территории муниципального образования " ... " скорую медицинскую помощь осуществляет одно отделение скорой медицинской помощи, в состав которого входят: Новоджерелиевская участковая больница - 1 бригада; Чепигинская амбулатория - 1 бригада; Батуринская участковая больница - 1 бригада. Круглосуточную работу указанных отделений обеспечивает 6 выездных бригад скорой медицинской помощи (6 выездных фельдшерских бригад в отделении скорой медицинской помощи). Средний радиус территории обслуживания составляет в среднем 30 км.
Как установлено прокурорской проверкой, фельдшерская выездная бригада в дневное время в нарушение вышеуказанного законодательства, укомплектована только лишь 1 фельдшером и водителем, в ночное время - 1 фельдшером и 1 водителем и оказывает медицинскую помощь в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи.
Указанные нарушения отражены в обобщенном представлении прокурора " ... " об устранении нарушений федерального законодательства об охране жизни и здоровья граждан " ... " от " ... ", вынесенного в адрес главного врача Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... ".
" ... " приказом " ... " о наложении дисциплинарного взыскания главным врачом Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " " Ф.И.О. "8 были привлечены к дисциплинарному взысканию в виде замечания следующие лица: врач-педиатр участковый педиатрического отделения поликлиники " Ф.И.О. "9, врач-педиатр участковый педиатрического отделения поликлиники " Ф.И.О. "10, врач-педиатр участковый педиатрического отделения поликлиники " Ф.И.О. "11, заместитель главного врача по поликлиническому разделу " Ф.И.О. "12
Согласно информации Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " " ... " от " ... " нарушения вышеуказанного законодательства в (части укомплектования фельдшерских выездных бригад скорой медицинской помощи фактически не устранены, а именно, в состав одной фельдшерской общепрофильной выездной бригады скорой медицинской помощи входит 1 фельдшер и 1 водитель.
Аналогичные нарушения также были выявлены по результатам проведенной проверки Государственным казенным учреждением " " ... "" от " ... ", которым осуществлен выезд в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " по поручению министерства здравоохранения Краснодарского края с целью оказания организационно-методической помощи и контроля анализа деятельности медицинских организаций.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с Уставом Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " данное юридическое лицо является организацией, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Пункт 8 Правил организации деятельности станций скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н основными функциями станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) являются: организация и оказание скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме; медицинская эвакуация; обеспечение преемственности с медицинскими организациями при оказании скорой медицинской помощи; взаимодействие с экстренными оперативными службами, в том числе службой пожарной охраны, службой реагирования в чрезвычайных ситуациях, полицией, аварийной службой газовой сети, службой "Антитеррор"; комплектование выездных бригад скорой медицинской помощи медицинскими работниками; контроль и учет работы автомобилей скорой медицинской помощи; развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания скорой медицинской помощи населению, внедрение современных методов диагностики и лечения, передового опыта и научной организации труда; иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н, выездные бригады скорой медицинской помощи по своему составу подразделяются на врачебные и фельдшерские.
На основании п. 8 указанных Правил, фельдшерская общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо одного фельдшера скорой медицинской помощи и одного фельдшера-водителя скорой медицинской помощи, либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и одного санитара-водителя, либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и одного водителя, либо двух фельдшеров-водителей скорой медицинской помощи (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса "A" или "B").
Таким образом, неукомплектованность выездных бригад скорой медицинской помощи влечет за собой нарушение Порядка оказания скорой медицинской помощи, нарушает права граждан, проживающих и пребывающих на территории муниципального образования " ... " на охрану здоровья и медицинскую помощь, обеспечивающихся на принципе доступности и качества медицинской помощи, в том числе, посредством обеспечения наличия необходимого количества медицинских работников и уровня их квалификации. С учетом специфики вида оказания скорой медицинской помощи, характеризующегося необходимостью оказания помощи гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях).
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 08 июля 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.