Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бирючковой О.А., Вилер А.А.,
при секретаре Дьяконовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Мельниковой Г.В. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская районная больница" о компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
по апелляционной жалобеМинистерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 08 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., объяснения помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тенькинского района Магаданской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов Мельниковой Г.В. с иском к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Тенькинская районная больница", Учреждение) о компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указал, что Мельникова Г.В. работает в Учреждении в должности " ... " и проживает в поселке У..
В соответствии с Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан" истцугарантировано право на предоставление компенсации 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Однако в полном объеме указанная компенсация ей ответчиком не выплачивается.
Просил суд взыскать с МОГБУЗ "Тенькинская районная больница" в пользу Мельниковой Г.В. за период с "дата" по "дата" компенсацию расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление в общем размере " ... " рублей " ... " копеек.
Определением судьи Хасынского районного суда от 08 мая 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
Решением Хасынского районного суда от 08 июня 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
С МОГБУЗ "Тенькинская районная больница" в пользу Мельниковой Г.В. взыскана компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения за период с "дата" по "дата" включительно в размере " ... " рубля " ... " копеек.
В доход бюджета муниципального образования "Тенькинский район" с Учреждения взыскана государственная пошлина в размере " ... " рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судьи Хасынского районного суда от 30 июля 2015 года Министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы.
Не согласившись с решением суда от 08 июня 2015 года, в апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Указывает на нарушение судом норм материального права.
Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 1 Закона Магаданской области N 528-ОЗ, считает, что истцу подлежала компенсация расходов на электроснабжение лишь по фактическим затратами электроэнергии на освещение.
Полагает, что поскольку невозможно отграничить расходы, связанные с освещением, от иных расходов, затраченных на электроэнергию, то их компенсация обоснованно рассчитывалась в соответствии с Методикой расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, а также нормативами, утвержденными приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08 августа 2012 года N 54-н.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Тенькинского района, полагая решение суда законным и обоснованным, просит его оставить без изменения.
Истец Мельникова Г.В., ответчик, третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, об отложении разбирательства по делу не поступало. На основании части 3 и части 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснения помощника прокурора Магаданской области, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, до 01 января 2005 года предусматривалось полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) указанная норма признана утратившей силу, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Из приведенных выше правовых положений следует, что федеральным законодательством установлено по существу не право, а обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящимся в их ведении, которые предоставлялись им по состоянию на 01 января 2005 года.
На территории Магаданской области принят и действует Закон Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 528-ОЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 Закона Магаданской области N 528-ОЗ медицинским и фармацевтическим работникам (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогическим работникам медицинских организаций Магаданской области, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения предусмотрена компенсация расходов по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату занимаемых жилых помещений и коммунальных услуг по основному месту работы ежемесячно в пределах действующих тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением компенсации расходов на поставку твердого топлива при наличии печного отопления (статья 2 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ).
В целях реализации Закона Магаданской области N 528-ОЗ администрацией Магаданской области постановлением от 04 октября 2012 года N 701-па утвержден Порядок компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, педагогическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в областном ведении, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (далее - Порядок), согласно которому компенсация расходов производится на основании личного заявления заявителя на имя руководителя по основному месту работы при условии предоставления документов, указанных в пункте 2 Порядка; назначение компенсации расходов осуществляется с первого числа месяца, в котором заявитель обратился по основному месту работы с заявлением с приложением всех необходимых документов (пункт 5); выплата компенсации осуществляется ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем представления (направления) заявителем документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что Мельникова Г.В.является медицинским работником, проживает в поселке городского типа и относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения).
Указанная компенсация предоставлялась истцу по основному месту работы в период с "дата" по "дата".
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе плату за отопление и электроснабжение.
Исходя из положений приведенной нормы, освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению.
Учитывая, что федеральное и региональное законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, именно в отношении коммунальных услуг, а также принимая во внимание отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой указанной категорией лиц на освещение и на иные цели, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у Мельниковой Г.В. права на возмещение расходов по электроснабжению в полном размере.
При таком положении суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию суммы расходов по оплате всей потребленной в исковой период электроэнергии.
Ссылка в апелляционной жалобе на расчет компенсации, произведенный на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, не может быть признана состоятельной, поскольку указанный орган исполнительной власти Магаданской области не наделен полномочиями по осуществлению нормативного регулирования в данной сфере.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену или изменение законного и обоснованного судебного постановления.
Нарушений или неправильного применения норм материального либо процессуального права, в том числе тех, на которые ссылается Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области в жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи О.А. Бирючкова
А.А. Вилер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.