Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Бобровского А.В. на постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении в действиях открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (далее ОАО "Самотлорнефтегаз") должностным лицом усмотрен состав правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в умышленном невыполнении законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно в непредоставлении в трехдневный срок с момента получения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении указанных сведений (документов).
Постановлением судьи Нижневартовского городского суда от 20 июля 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО "Самотлорнефтегаз" прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре) Бобровский А.В. просит постановление судьи Нижневартовского городского суда отменить, ссылаясь при этом на его незаконность и необоснованность, дело возвратить на новое рассмотрение.
При рассмотрении жалобы представитель административного органа Куркова М.М. на доводах жалобы настаивала в полном объеме, защитник ОАО "Самотлорнефтегаз" Бартош О.Н. просила оставить постановление судьи Нижневартовского городского суда без изменения, представила письменные возражения на жалобу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя административного органа Куркову М.М., защитника ОАО "Самотлорнефтегаз" Бартош О.Н. прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно п. 5.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 24.06.2011 N 421 Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право в том числе запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.
Согласно положениям ст. 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, как органа, осуществляющего государственный экологический надзор, входит рассмотрение в том числе дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 указанного Кодекса.
Учитывая изложенные положения закона должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре является лицом, уполномоченным истребовать сведения, необходимые для осуществления им своих должностных полномочий, в том числе при производстве по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела 28 апреля 2015 года должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО "Самотлорнефтегаз" дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.
В рамках административного расследования определением от 28 апреля 2015 года должностным лицом, в производстве которого находилось дело, у ОАО "Самотлорнефтегаз" истребованы сведения (документы) необходимые для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела. Указанное определение получено ОАО "Самотлорнефтегаз" 28 апреля 2015 года.
При этом, истребуемые в рамках производства по делу об административном правонарушении сведения (документы) юридическим лицом - ОАО "Самотлорнефтегаз" в установленный законом трехдневный срок не представлены, о невозможности представления сведений организацией должностное лицо, вынесшее определение не уведомлено.
В связи с изложенным, 18 мая 2015 года в отношении юридического лица - ОАО "Самотлорнефтегаз" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Самотлорнефтегаз" судьей Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сделан вывод о незаконности предъявленного должностным лицом Обществу требования о предоставлении сведений, ввиду чего производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ОАО "Самотлорнефтегаз" состава административного правонарушения.
Однако, указанный вывод судьи городского суда, а также прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения является необоснованным, поскольку противоречит установленным протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела обстоятельствам, а также требованиям положений закона изложенных выше.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что истребование сведений должностным лицом в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть расценено как нарушающее положения ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку документы, которые были истребованы у ОАО "Самотлорнефтегаз" характеризуют деятельность указанного юридического лица как хозяйствующего субъекта, а не доказывают его вину в несоблюдении экологических требований.
При таких обстоятельствах постановление судьи Нижневартовского городского суда не может быть признано законным и обоснованным.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 17.7 данного Кодекса отнесено к компетенции судей.
В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, имели место 08.05.2015 года, следовательно, срок давности привлечения ОАО "Самотлорнефтегаз" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек 08.08.2015 года.
В соответствии с системным толкованием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи районного суда, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей городского суда. То есть, в данном случае, дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы не влекут за собой отмену судебного постановления, поскольку иное означало бы возобновление производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Бобровского А.В., без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры С.М. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.