Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 25 июня 2015 г. по делу N 33А-1177/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО6,
судей: ФИО8 ФИО5,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления полковнику запаса ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, имел календарную выслугу более 20 лет, был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы в ДД.ММ.ГГГГ в воинском звании "полковник" с оставлением в списках очередников на получение жилья по последнему месту прохождения службы в "адрес".
Извещением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на состав семьи 4 человека были распределены жилые помещения в "адрес", по ул. ФИО7, "адрес", "адрес", "адрес" "адрес" общей площадью 110,6 кв.м..
Решением заместителя директора Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в предоставлении этих квартир в связи с существенным превышением размера их общей площади и утратой права на дополнительную общую площадью жилого помещения.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение должностного лица незаконным и возложить на директора Департамента обязанность предоставить распределенные квартиры ему в собственность, поскольку он дал согласие получить их, а также оплатить за свой счет ту часть общей площади жилого помещения, которая превышает норму предоставления.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор утверждает, что суд принял на себя функцию стороны в процессе, поскольку исходя из принципов состязательности, равноправия и диспозитивности, им оспаривались не действия Департамента, а решение заместителя директора Департамента.
Считает, что заявление осталось не рассмотренным, поскольку в отношении него и членов его семьи допущенное нарушение, о предоставлении жилых помещений в порядке очередности, судом не устранено.
Ссылаясь на статью 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 942, пункт 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1450, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" утверждает, что для получения военнослужащим жилого помещения сверх установленной нормы необходимо одно лишь условие - желание самого военнослужащего получить такое жилье за счет собственных средств, что должностное лицо своим действием препятствует реализации ему и членам семьи права на жилье.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона.
Пунктами 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с данным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 названной статьи, и предусмотренного пунктом 2 этой же статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в пункте 28 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", что во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Вопреки доводам автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами права и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и, исходя из вышеизложенных обстоятельств дела, пришел к верному выводу, что за военнослужащими - в воинском звании полковник, ему равном и выше, право на дополнительную общую площадь жилого помещения сохраняется за уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Поскольку ФИО1, имеющий воинское звание полковник, был уволен с военной службы по истечении срока контракта, то право на обеспечение жилым помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь не имеет, то есть суд первой инстанции пришел к верному выводу, что максимальная площадь жилого помещения, на которую может претендовать заявитель при составе семьи 4 человека, составляет 81 кв.м. (18х4+9).
Учитывая, что общая площадь жилого помещения, распределенного заявителю, составляет 110,6 кв.м., то есть превышает установленные статьей 15.1 Федерального закона нормы предоставления, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным решения заместителя руководителя Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении этого жилого помещения Князеву.
Утверждение, что суд принял на себя выполнение процессуальной функции стороны в деле, беспредметно, поскольку каких-либо доказательств подтверждающих это не представлено.
Несостоятельный довод автора апелляционной жалобы о том, что заявление осталось не рассмотренным, поскольку как видно из протокола судебного заседания (л.д. 34-35) ФИО1 и его представитель требования поддержали так, как они изложенные в заявлении.
Что касается утверждения заявителя о том, что возможность компенсации затрат федерального бюджета за превышение нормы предоставления жилого помещения зависит только от волеизъявления военнослужащего, то оно не основано на нормах права.
Так, в соответствии с пунктами 2 и 5 Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Порядок), предоставление военнослужащему жилого помещения общей площадью сверх установленной нормы осуществляется при волеизъявлении военнослужащего на компенсацию затрат федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения. Специализированные организации Министерства обороны информируют военнослужащих о возможности компенсации ими затрат федерального бюджета при предоставлении им жилого помещения, превышающего нормы предоставления общей площади жилого помещения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Пунктами 7 и 8 Порядка предусмотрено, что в отношении жилого помещения, общая площадь которого превышает норму предоставления, Департамент в установленном порядке направляет военнослужащему извещение о распределении жилого помещения с указанием: общей площади жилого помещения; площади, превышающей нормы предоставления; общей суммы компенсации затрат федерального бюджета. После получения согласия военнослужащего с распределенным жилым помещением, ему направляется платежный документ установленной формы с указанием суммы компенсации затрат федерального бюджета.
Таким образом, приведенные положения Порядка дают основание для вывода, что волеизъявление военнослужащего на оплату излишков площади жилого помещения должно быть выражено в форме согласия, которому предшествует соответствующее предложение жилищных органов произвести такую оплату. То есть, как правильно указал суд первой инстанции, инициатива в данном случае должна исходить от уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации, а под согласием военнослужащего на оплату излишков площади жилого помещения подразумевается добровольный характер таких действий со стороны последнего.
ФИО1 же согласно материалам дела жилищными органами Министерства обороны Российской Федерации не предлагалось компенсировать указанные затраты федерального бюджета за превышение нормы предоставления жилого помещения.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подпись
Верно.
Председательствующий ФИО6
Секретарь судебного заседания ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.