Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 30 июля 2015 г. по делу N 33А-1355/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей: ФИО10 ФИО7,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя заявителя ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ярославского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени ФИО11" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Военная академия) подполковника ФИО2 об оспаривании действий начальника территориального отделения в "адрес" - "адрес" государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальника территориального отделения), связанных с изменением данных в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО2 проходил военную службу по контракту в воинской должности преподавателя Военной академии и вместе с семьёй состоял в Едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Начальник Генерального штаба - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями с ДД.ММ.ГГГГ зачислил ФИО2 в распоряжение начальника Военной академии, а ДД.ММ.ГГГГ приказом Министра обороны Российской Федерации N заявитель вновь был зачислен в распоряжение того же должностного лица.
Решением начальника территориального отделения от ДД.ММ.ГГГГ N в Единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, внесены сведения об отсутствии у ФИО2 права на дополнительную общую жилую площадь жилого помещения, поскольку заявитель воинскую должность преподавателя не исполняет.
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника территориального отделения от ДД.ММ.ГГГГ N и возложить на него обязанность отменить принятое решение.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы автор утверждает об ошибочности выводов суда, приводит содержание п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и считает, что как преподаватель имеет право на дополнительную общую жилую площадь жилого помещения.
Обращает внимание, что занимая воинскую должность преподавателя, он ДД.ММ.ГГГГ подал рапорт об увольнении его с военной службы, в связи с организационно - штатными мероприятиями, с предварительным обеспечением жилым помещением. Однако это его право не реализовано. Следовательно, государство (в лице органа военного управления) нарушило условия заключенного с ним контракта о прохождении военной службы, поскольку своевременно не обеспечило его жилым помещением, в том числе и с учётом права на дополнительную общую жилую площадь, и нарушенное право надлежит восстановить.
Выражает мнение, что невыполнение Министерством обороны Российской Федерации в период прохождения им военной службы требований закона, в части обеспечения жилым помещением с учетом права на дополнительную общую жилую площадь жилого помещения, не освобождает военное ведомство от взятых на себя обязательств.
Ссылаясь на приказы о зачислении в распоряжение, утверждает об отсутствии его вины в том, что его освободили от воинской должности преподавателя, не уволили с военной службы с занимаемой воинской должности с обеспечением жилым помещением с учетом права на дополнительную общую жилую площадь в размере от 15 до 25 кв.м.
Цитируя пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", полагает, что при зачислении военнослужащего - преподавателя военного образовательного учреждения профессионального образования в распоряжение командира (начальника), в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, за таким военнослужащим сохраняется право на дополнительную общую жилую площадь жилого помещения.
Настаивает, что его право на дополнительную общую жилую площадь жилого помещения подтверждается справками военного учреждения, которые не нашли своего отражения судебном решении.
Автор апелляционной жалобы утверждает, что орган власти, отказавший гражданину в гарантии предоставленных жилищных прав, должен доказать в суде (если гражданин обратился в суд с заявлением об оспаривании такого отказа), что гражданин совершил умышленные действия. А это значит, что не любые действия, результатом которых стало изменение правового положения, влекут ограничение в реализации прав, а только те, которые совершены умышленно. При этом отмечает, что такая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона.
Пунктами 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с данным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 названной статьи, и предусмотренного пункта 2 этой же статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в пункте 28 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", что во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.
Вопреки доводам автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно пришел к верному выводу, что военнослужащие - преподаватели военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, в отличие от офицеров в воинском звании полковник, ему равном и выше, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения ими военной службы на соответствующих должностях преподавателей.
Данный вывод не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой право на получение дополнительной общей площади жилого помещения по своему характеру является льготой, предоставляемой военнослужащим с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы. Следовательно, прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу (определения Конституционного Суда Российской N N).
К одному из таких специфических условий суд первой инстанции обоснованно отнес выполнение военнослужащим обязанностей военной службы на воинской должности преподавателя военной образовательной организации высшего образования.
Поскольку ФИО2, не проходил военную службу в воинском звании полковника, ему равном и выше, с ДД.ММ.ГГГГ не является преподавателем Военной академии, то суд первой инстанции пришел к верному выводу, что права на дополнительную общую площадь жилого помещения он не имеет. В связи с этим максимальная площадь жилого помещения, на которую может претендовать заявитель при составе семьи 4 человека, составляет 81 кв.м. (18х4+9).
Довод жалобы, что Министерством обороны Российской Федерации нарушены условия контракта о прохождении им военной службы, предметом спора не являлся.
Ошибочно мнение заявителя, что за военнослужащими - преподавателями военных образовательных учреждений профессионального образования, сохраняется право на обеспечение дополнительной общей жилой площадью жилого помещения при зачислении в распоряжение, поскольку это льгота, предоставляемая военнослужащим с учетом их особого правового статуса.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 330 ГПК РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным основаниям. Поэтому довод, что в решении не нашли отражения справки о его праве на дополнительную общую жилую площадь жилого помещения, выданные Военной академией, правового значения не имеет.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, в том числе со ссылками определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, и определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно.
Председательствующий ФИО8
Секретарь судебного заседания ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.