Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 3 сентября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах Зиновьевой Н.В. к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области") о признании отказа незаконным, возложении обязанности по включению в список на получение ежемесячных денежных выплат,
по апелляционной жалобе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 23 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах Зиновьевой Н.В. к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" о признании незаконным отказа, включении в список на право получения ежемесячных денежных выплат удовлетворить полностью.
Признать незаконным отказ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" во включении Зиновьевой Н.В. в список на право получения ежемесячных денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическом работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях".
Обязать ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" включить Зиновьеву Н.В. в список на право получения ежемесячных денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическом работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях", начиная с 01.06.2015.".
Заслушав доклад судьи областного суда Коуровой В.Е. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Варгашинского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Зиновьевой Н.В. с иском к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области", окончательно, с учетом измененных требований, просил признать незаконным действие ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" об отказе во включении Зиновьевой Н.В. в список на право получения ежемесячных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическом работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях", возложить на ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" обязанность по включению Зиновьевой Н.В. в указанный список, начиная с 01.06.2015.
В обоснование иска указывал, что Зиновьева Н.В. являлась получателем ежемесячных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", как медицинский работник, проживающий и работающий в рабочем поселке, занятый на должностях в федеральных государственных учреждениях. В настоящее время в нарушение норм действующего законодательства ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" отказало Зиновьевой Н.В. во включении её в список на право получения ежемесячных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 N 1607.
В судебном заседании заместитель прокурора Варгашинского района Грибанов А.Ю. измененные требования поддерживал, дополнительно пояснил, что Зиновьева Н.В. до декабря 2014 года являлась получателем ежемесячной денежной выплаты в сумме 1200 руб., как медицинский работник, перешедший на пенсию и проживающий в сельской местности. С января 2015 года в связи с изменением законодательства выплаты ей прекращены. Однако изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к их отмене и снижению ранее достигнутого уровня предоставления. С января по май 2015 года Зиновьева Н.В. пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как ветеран труда, с 01.06.2015 от данной льготы отказалась.
Истец Зиновьева Н.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменные возражения на иск.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что истец не состоит с ответчиком в трудовых отношениях. Вместе с тем, меры социальной поддержки в соответствии с ранее действовавшим и ныне действующим законодательством предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в связи с выполнением ими трудовых функций в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. На пенсионеров из числа бывших медицинских работников меры социальной поддержки не распространяются.
В суде апелляционной инстанции прокурор Федоровская Н.М. просила оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Зиновьева Н.В. в периоды: с 04.05.1972 по 10.02.1995, с 23.03.2000 по 31.03.2005, временно с 16.09.2008 по 06.07.2010 работала в Варгашинской районной санитарно-эпидемиологической станции, впоследствии переименованной в ГУ "Центр госсанэпиднадзора в Варгашинском районе", которое затем было реорганизовано в филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах", в должностях помощника санитарного врача, баклаборанта, фельдшера-лаборанта.
С " ... " истцу назначена пенсия за выслугу лет, и в этот же день она была уволена из Варгашинской районной санитарно-эпидемиологической станции в связи с уходом на пенсию по выслуге лет (л.д. 10-14). Общий стаж работы Зиновьевой Н.В. в сельской местности составляет не менее 10 лет.
Из дела видно, что истец проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д. 9).
Конституция Российской Федерации в ст. 39 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правом на предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением медицинские работники, проживающие в сельской местности, пользовались в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", Жилищным кодексом РСФСР и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.
Пунктом 10 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 08.05.2003) была установлена обязанность предоставления соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) и подлежащими учреждениями, предприятиями и организациями бесплатных квартир с отоплением и освещением в натуре квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках.
Пункт 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 N 625) предусматривал, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Согласно ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 01.01.1984, специалисты, работавшие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривалось, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. При этом в нее были введены части четвертая, пятая и шестая, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.02.2008 N 383-О-П, закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Зиновьева Н.В., являясь медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, в том числе как приобретшая право в связи с переходом на пенсию и имеющая общий стаж работы в рабочем поселке не менее 10 лет, до 31.12.2004 пользовалась мерой социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилого помещения с отоплением и освещением, после чего до 31.12.2014 пользовалась мерами социальной поддержки, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.03.2005, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Вступившим в силу с 01.01.2012 Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72).
Реализуя предоставленные федеральным законодательством полномочия, Правительством Российской Федерации 30.12.2014 издано постановление N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работников, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", которое вступило в силу с 01.01.2015.
Согласно п. 1 вышеуказанного постановления медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1200 рублей.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2015 N 121н/39н, в пункте 2 которого указано, что ежемесячная денежная выплата производится на основании документов, подтверждающих право работников на ежемесячную денежную выплату (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о месте регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении учреждений, без истребования дополнительных документов.
Согласно п.2 Устава ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" отнесено к федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения.
По справке от 02.09.2015 N 460, представленной филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах", истцу Зиновьевой Н.В. ежемесячные денежные выплаты по оплате жилых помещений, отопления, освещения выплачены по 31.12.2014.
Согласно данным отдела по Варгашинскому району ГКУ "Управление социальной защиты населения" Зиновьева Н.В. с 01.01.2015 по 31.05.2015 являлась получателем жилищно-коммунальной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг как ветеран труда, с 01.06.2015 оформила отказ от данной выплаты (л.д. 50).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, с учетом положений вышеприведенного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о сохранении за истцом права на ранее приобретенную социальную льготу, которая по действующему в настоящее время законодательству предоставляется в виде мер социальной поддержки - ежемесячных денежных выплат.
Довод ответчика о том, что указанные меры социальной поддержки предоставляются исключительно медицинским и фармацевтическим работникам, работающим по трудовому договору, противоречит Конституции Российской Федерации и по вышеуказанным основаниям не может быть признан состоятельным.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора о признании отказа во включении Зиновьевой Н.В. в список на право получения ежемесячных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическом работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях" незаконным, возложении на ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" обязанности по включению Зиновьевой Н.В. в указанный список, начиная с 01.06.2015, дав надлежащую оценку всем представленным в материалы дела доказательствам.
При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Варгашинского районного суда Курганской области от 23 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.